Меняющийся музей в меняющемся мире 2005-2006

Приоритетами музейного конкурса-2006 стали поддержка и продвижение лучших образцов музейной практики в России; создание единого коммуникационного пространства для музейного сообщества страны; поддержка актуальных и инновационных идей в области музейного менеджмента; стимулирование сотрудничества  между музеями и организациями из других областей профессиональной деятельности.

Впервые конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» был объявлен в 2003 году. Всего за три года работы жюри конкурса рассмотрело 1466 заявок. 


2003 - 2004 год – на конкурс поступило 450 заявок из 66 регионов страны, было поддержано и реализовано 15 проектов. Конкурс проходил по номинациям: «музей и технологии туризма»; «музей и новые образовательные программы»; «совместные музейные программы»; «социальные сервисы для людей с ограниченными возможностями» и «управленческие инновации в музейной сфере». Первоначальный грантовый фонд составил 165 000 долларов.

2004 – 2005 год – анализ заявок, полученных в первый год конкурса, привел к изменению номинаций. По решению экспертного совета упразднена номинация «управленческие инновации в музейной сфере», и добавлены - «технологии музейной экспозиции» и «музейные исследования». Победителями стали 17 музеев из городов: Игарка (Красноярского края), Шелехов (Иркутской области), Санкт-Петербурга, Волгограда, Костромы, Улан-Удэ, Владикавказа и т.д. Грантовый фонд конкурса увеличен до 285 000 долларов.

2005 – 2006 год – грантовый фонд вырос до 300 000 долларов. На конкурс было подано 512 заявок из 63 регионов. Поддержано 15 проектов. Без победителя осталась номинация «социальные сервисы»

Особенностями третьего года конкурса стали:

  • новая система экспертизы проектов (оценка на всех этапах: от первоначальной заявки до работы на семинаре и презентации)
  • развернутая программа мониторинга реализации проектов, осуществляемая независимыми экспертами и членами жюри, региональными координаторами, представителями центральных и региональных СМИ, а также студентами, участниками стипендиальной программы Благотворительного фонда В. Потанина.
  • программа стажировок в музеях Великобритании (совместного проекта Британского совета и Благотворительного фонда В. Потанина).

Основная идея конкурса заключается в поддержке и продвижении лучших образцов музейной практики.

В рамках совместного проекта Британского совета и Благотворительного фонда В. Потанина в октябре 2006 года 8 победителей конкурса поедут на двухнедельную стажировку по музеям Великобритании.

Всего за три года на Грантовый конкурс музейных проектов было подано 1466 заявок. Условиями конкурса не ограничивалось количество заявок от одной организации (такая мера необходима для крупных музеев, где существует несколько проектных групп); в 2006 году одна проектная заявка могла подаваться только на одну номинацию.

В конкурсе 2006 года приняло участие 398 учреждений культуры (музеи, культурные фонды, центры и т.п.).
75% участников конкурса составляют музеи (государственные, муниципальные, региональные и частные); 10% общественные и некоммерческие организации; 8,5% культурные, исследовательские и выставочные центры; 4% фонды, частные мастерские и галереи и 1 % - непрофильные организации.

Один из основных и самых важных принципов конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» - это максимальная открытость всех этапов конкурса и его результатов. Именно поэтому, организаторами конкурса был выбран двухступенчатый формат конкурсного отбора: с образовательным семинаром и публичной презентацией проектов на площадке одного из музеев-победителей конкурса.

Этап 1. Независимый экспертный совет и жюри выбирают финалистов первого тура конкурса, которые приглашаются на тренинговый семинар для доработки своих проектов.
За три года в образовательных семинарах приняло участие 155 человек.
Этап 2. После тренингового семинара участники конкурса подают доработанные заявки в форме Бизнес-планов на повторную экспертизу. Жюри на основе открытого голосования с учетом экспертных оценок и работы участников на семинаре принимает решение по присуждению грантов. После чего победители приглашаются на Ярмарку проектов для публичной презентации собственных проектов и вручения дипломов.

По мнению экспертов и участников конкурса, выбранный формат является очень удачным и востребованным, поскольку участникам семинара дается возможность пройти образовательную подготовку и доработать собственные; обменяться опытом с другими участниками конкурса. С другой стороны, семинар дает возможность экспертам и организаторам конкурса познакомиться с потенциальными победителями и оценить их творческие и управленческие навыки.
Критерии оценки конкурсных заявок изначально открыты для всех участников конкурса. Особенностью конкурса является то, что финалисты конкурса – участники семинара сами разрабатывают критерии оценки собственных проектов по номинациям. Подобная схема не только сделала практику обсуждения и принятия решений максимально открытой и прозрачной для участников конкурса, но и позволила свести к минимуму ошибки в оценке присланных проектов.

В экспертный совет конкурса приглашаются специалисты и эксперты в области музейного дела. Основная задача экспертного совета оценить качество представленных проектов и определить самые сильные заявки. Состав экспертного совета не оглашается.
Жюри – это представительный и публичный орган, призванный обеспечить авторитет, статус и доверие к конкурсу. В состав Жюри входят: Представители Благотворительного фонда В. Потанина, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Ассоциации менеджеров культуры (АМК), Директора крупных музеев и музейных организаций, представители российских и международных ассоциаций и союзов музеев (НКО), Эксперты по музейному проектированию, Представители СМИ.
Один раз в два года происходит ротация Жюри и Экспертного совета.

Распространение информации о конкурсе и сбор заявок осуществляется командой региональных координаторов по федеральным округам. Координаторы конкурса распространяют условия конкурса, презентируют конкурс на региональных семинарах и конференциях, консультируют потенциальных заявителей и отбирают заявки по формальным признакам.
Начиная с 2005 года, состав координаторов, экспертов и Жюри пополняется победителями конкурса: в группу координаторов 2006 - 2007 гг. входят Светлана Руснак, г. Владивосток, Татьяна Гафар, г. Волгоград, Ирина Кирюхина, г. Тула

Авторитет конкурса с каждым годом растет, у конкурса появляются новые партнеры, в 2005 году информационным интернет - партнером конкурса был портал «Музеи России», в 2006 году в числе информационных спонсоров и партнеров конкурса стали Радио «Россия», Агентство «Интерньюс», Журнал «Мир музея», журнал «Справочник руководителя учреждения культуры», портал «Музеи России».

Одним из обязательных условий конкурса является наличие проектной команды и софинансирования проекта, а также указание организаций – партнеров. Своими партнерами музеи считают – органы государственного управления, внутриотраслевые структуры (музеи, музейные организации), образовательные учреждения и бизнес. Как правило, бизнес указывают в качестве партнера тогда, когда он осуществляет софинансирование проекта.

Документы:

Условия конкурса
Победители
Жюри
Пресс-релиз об объявлении конкурса
Итоговый буклет
Статистика


Поделиться:

Опубликован: 30 ноября 2008
Победители конкурса

Возврат к списку


Организаторы
Благотворительнй фонд В. Потанина Министерство культуры Российской Федерации
Оперативное управление
Ассоциация менеджеров культуры
Генеральный информационный партнер
Радио России
Информационные партнеры
Портал "Профиль" Радио «Культура» ГРК «Радио России» Журнал "АРТГИД" Журнал «Справочник руководителя учреждения культуры» Журнал «Музей» Журнал ДИ «Диалог искусств»