Исконный свет Салафиила

Отслеживать проект
12. ozxh zdwiywpsu-1.jpg

Дневник проекта

17 Октября 2012 1
еще..скрыть

Теги проекта

Салафиил Нижнетагильский музей изобразительных искусств Нижнетагильская государственная социально-педагогическая Академия Е.Кашуба-Вольвач И.Кузьмина П.Голубятников архангел Голубятников П.К. Петров-Водкин К.С. Н.Ефимова Н.Кузнецова М.Подольский С.Брюханов В. Селезнев П.К. Голубятников Голубятников Н.Гун Нижнетагильский музей искусств Художественно-графический факультет скульптор Александр Иванов Голубятников П.К
еще..скрыть

Дневники победителей 2011

1 Сентября 2011 189
еще..скрыть

Проект-победитель 2011 года

Номинация: Музейные исследования

Регион: Свердловская область

Руководитель проекта: Елена Ильина

Организация: Нижнетагильский музей изобразительных искусств

Описание проекта

Проект предполагает научное исследование описанной в дневнике творческой идеи погибшего в блокадном Ленинграде в феврале 1942 года  и забытого в истории художника Павла Голубятникова - ученика К. С. Петрова-Водкина, окончившего Вхутемас-Вхутеин в 1924 году.

Проект предполагает проверку опытным путём гипотезы Голубятникова о светоживописи - детальное изучение данного вопроса в техническом плане с фиксацией в техпаспорте метода создания картины; проведение конкретных опытов по дисперсии света и спектру, создание электронных, графических версий; проведение исследований в области цветоведения 1920-1930-х гг.; выявление авторского интереса к проблеме цвета в его архиве (дневник, стихи, письма); презентацию полученных результатов на выставке.

В сферу интересов художника, помимо цветоведения и живописи, астрономии, поэзии, юриспруденции,  входили и эксперименты в области физики, прежде всего в разделе "оптика", к которым автор обратился в конце 1930-х годов, когда увлекся поисками цвета "…непостоянного и динамического, который организует форму, пространство и движение, иначе говоря, новую "живописную жизнь" (здесь и далее строки из дневника П.Голубятникова), который заменит "масляную живопись, устаревшую и маловыразительную". Будучи образованным человеком Голубятников видел перспективы развития искусства с точки зрения оптики, что сегодня отвечает поискам в области современного искусства. Художник считал, что «…отражатели из малых миллиметровых призм – будущий материал живописи», дающий возможности «создать непостоянство картины в смысле цвета –  какая красота и жизнь!» Вместе с сыном писателя Ольги Форш – известным физиком Дмитрием Форшем,  художник занимался физическими опытами, связанными с изучением динамики света, с целью применения знаний в области живописи. Автор стремился добиться "…динамики цвета, которую можно достичь путем его разложения цвета при помощи стеклянных призм", которые должны  «…располагаться одна возле другой вплотную, заполняя всю плоскость картины, обращенной к свету стороны. Светоносное изображение получается на обратной стороне картины, при помощи тонких щелей в материале, сделанных художником под определенным наклоном…» Художник полагал, что при особой фокусировке призм "…можно подойти к созданию новой техники в живописи, способной создать движение чистого цвета путем преломления луча в призме..."

В коллекции Нижнетагильского музея хранится единственное полное в России собрание произведений П.К.Голубятникова, среди которых эскиз картины для перевода в светоживопись, которую художник не успел осуществить из-за начавшейся войны. Из живописного эскиза "Архангел Салафиил - молящий за людей" (1940, холст, масло, 86,5х72,0) по желанию и задумкам Голубятникова  "…может вырасти новое искусство - искусство цвета - через призмы и отражение определенного цвета  луч даст возможность создать это искусство". В первой трети ХХ века изучение оптических свойств кристаллов и цветоведения было передовым направлением советской науки. Видя большие возможности оптических свойств, Голубятников предположил возможность использования  новых технологий в создании новой формы живописи - светоживописи.

Идеи Голубятникова основаны на реальных научных фактах, что подтвердили специалисты – физики-оптики, предположившие возможность воплощения идеи Голубятникова по созданию динамической светоживописи, однако окончательное решение можно вынести только после проведения опытов на новом уровне. Специалисты допускают, что изображение Архангела должно возникнуть в отраженном свете перед плоскостью из призм, по сути дела - в воздухе.

Последнее позволит в интересной форме предъявить уникальную гипотезу Голубятникова, представить художника как ученого, идущего в авангарде поисков в области цветоведения и новой формы живописи; представить искусство как науку;  проиллюстрировать гипотезу популярными оптическими и физическими опытами в области цветоведения, показав этапы исследования медийными средствами.  Для зрителей будет разработана увлекательная междисциплинарная с элементами интерактива образовательная программа в направлении Scinсе Art, позволяющая демонстрировать законы физики.


Поделиться:



Организаторы
Благотворительнй фонд В. Потанина Министерство культуры Российской Федерации
Оперативное управление
Ассоциация менеджеров культуры
Генеральный информационный партнер
Радио России
Информационные партнеры
Портал "Профиль" Радио «Культура» ГРК «Радио России» Журнал "АРТГИД" Журнал «Справочник руководителя учреждения культуры» Журнал «Музей» Журнал ДИ «Диалог искусств»