Музейная Долина

Отслеживать проект

Проект-победитель 2004 года

Номинация: Партнерские музейные проекты

Регион: Саратовская область

Руководитель проекта: Игорь Сорокин

Организация:

Проектная группа не случайно назвала свой проект "Музейная Долина", зарифмовав его таким образом с Силиконовой долиной и золотыми долинами Клондайка – где действуют первопроходцы и новаторы. Мы считаем, что пространство любого города таит в себе несметные культурно-символические сокровища. Вопрос в том, как заставить их работать на благо развития территории? Можно ли современными средствами, опираясь на инновационные управленческие, социальные и арт-технологии изменить что-то к лучшему, как в облике территории, так и в сознании людей? Проекты, направленные на эту проблему, достаточно успешно реализуются в столицах и иных городах, где культура рассматривается как необходимый ресурс социального развития и улучшения качества жизни. А если это не столичный город, а если усложнить задачу и взять не центральный благополучный район, а так называемое городское дно, до которого никак не доходят руки городских властей. Поэтому мы сформулировали миссию проекта как: Капитализация жителями символического сокровища города через культурное освоение жизненной среды.

Описание проекта

Уничтоженная за каких-то триста лет "саратовской цивилизации" малая река Тайбалык (ныне канализационный коллектор) является своеобразным индикатором духовного развития сегодняшнего общества. В её долине, превращённой в свалку ненужных вещей и вытесненных смыслов, можно "выстроить" вполне цельную экспозицию параллельной истории. Сюда испокон века "выдавливались" шумные ремесленники и бедняки. Сюда свалили казнённых пугачёвцев, здесь, в кладбищенском овраге схоронен рядом с другими репрессированными академик Н.И.Вавилов. Здесь на равных соседствуют и мечети, и синагога, и православные храмы. Сюда, в дом-музей художника Павла Кузнецова, стоящий на берегу Глебучева оврага, протоптало свою узкую тропинку и современное искусство.

Так не пора ли из мусорки устроить реликварий? И, подобно Лобачевскому, очень просто на примере разорванного резинового мячика показавшего как могут пересечься нарисованные на нём параллельные прямые, вывернуть ситуацию: скрываемое сделать явным, позорное выставить напоказ, униженное возвысить и эстетизировать безобразное. И перевернув сам смысл традиционной научной экспедиции, где художнику доставалось лишь фиксировать бабочек, пейзажи и типы народонаселения, дать ему сотворить с помощью учёных свой неповторимый миф.

Путеводитель по Музейной долине http://www.dirizhabl.sandy.ru/project/dolina/index.html


Поделиться:



Организаторы
Благотворительнй фонд В. Потанина Министерство культуры Российской Федерации
Оперативное управление
Ассоциация менеджеров культуры
Генеральный информационный партнер
Радио России
Информационные партнеры
Портал "Профиль" Радио «Культура» ГРК «Радио России» Журнал "АРТГИД" Журнал «Справочник руководителя учреждения культуры» Журнал «Музей» Журнал ДИ «Диалог искусств»