Мелихово (остановка по требованию)

Отслеживать проект
2006_virt_mus_chehova_07.jpg


Дневники победителей 2010

30 Июня 2010 1237
30 Июня 2010 184
еще..скрыть

Проект-победитель 2010 года

Номинация: Музей и технологии туризма

Регион: Московская область

Руководитель проекта: Анастасия Журавлева

Организация: Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова

Обладая таким мощным ресурсом, как «чеховское место», в целом Чеховский район остается туристически малопривлекательным. Данный проект – попытка предъявить местным жителям и туристам, городской и районной администрации иные смыслы «бренда мирового значения», иные туристически и рекреационно привлекательные ресурсы территории. Ведь Мелихово - не только усадьба писателя, обнесенная музейным забором, но и село с многовековой историей, и его окрестности с вековыми прудами и деревьями, и мелиховские дали, и "левитанистые" пейзажи. Да и мелиховский Чехов - не только великий писатель, врач и общественный деятель, но и рыбак, любитель собак и «тихой охоты». В рамках проекта будет создан пешеходный маршрут по мелиховским прудам, объединяющий территорию музея и села Мелихово в единое, многофункциональное, рекреационно привлекательное пространство.

Описание проекта

Данный проект - это попытка разрешения парадоксальной ситуации, сложившейся на туристическом рынке чеховского района и с его представленостью на туристической карте Подмосковья. «Чехов», как известно, является культурным, имиджеобразующим и туристическим брендом ни одной территории в России – это и Таганрог, это и Сахалин. Но нигде, пожалуй, он не переэксплуотирован так, как в г. Чехове и чеховском районе (где имя Чехова носит всё - от названий улиц и скверов, школ, больниц, библиотек, и до присутствия чеховской «Чайки» на гербе города и района). И в туристическом отношении «Чехов – наше всё» - сегодня скорее проблема данной территории. Парадокс заключается в том, что обладая таким мощным ресурсом, как «чеховское место», в целом чеховский район остается туристически малопривлекательным, в том числе и с т. зр. развития внутреннего туризма. Данный проект - попытка предъявить иные смыслы «бренда мирового значения», которым, безусловно, является «Чеховское место», и другие привлекательные ресурсы территории. При этом туристам, специально приезжающим в Мелихово к Чехову, – дать возможность увидеть разного Чехова и разное Мелихово , не ограниченное музейным забором, с его собственной исторической самоценностью, природной, ландшафтной, рекреационной и экологической привлекательностью. Местным жителям – кроме известного неизвестного Мелихова, показать другого Чехова, не только великого писателя, врача и общественного деятеля, но Чехова – рыбака, любителя собак и «тихой охоты». Чехова – человека, а не имени, ставшего фоном их повседневной жизни. Районной и городской администрации – предложить один из способов культурного и туристического освоения территории и конкретных природных ресурсов. И в этом смысле, то, что эта попытка делается именно музеем – основным «держателем» бренда, «визитной карточкой» территории, как нам кажется, особенно важно. Проблемы, на решение которых направлен проект: Общие: • Дефицит туристической привлекательности чеховского района • Переэксплуатированность одного ресурса (имени Чехова) и недооценка других культурно-исторических, природных и экологических ресурсов данной территории Создание данного туристического продукта может в какой-то мере восполнить дефицит предложения на внутреннем туристическом рынке Чеховского района. На сегодня туристические фирмы г. Чехова предлагают всё – от Серпухова и Москвы до Анталии, но мало задействуют (не знают о них?) культурно-исторические, природные и экологические ресурсы собственный территории – ресурсы есть, а предложения нет. Культкурные и исторические достопримечательности Чеховского района Подмосковья, которые введены сегодня в активный оборот, которые представлены на многочисленных сайтах, городских порталах и сайтах туристичексих фирм, Это - Вознесенская Давидова пустынь, Святой источник Преподобного Давида в Талеже и Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова в Мелихове. Все три находятся на одной «транспортной оси» на территории сельскоого поселения Баранцевское. Экологическая привлекательность территории очевидна - в последние годы здесь всё больше возникает дачных и коттеджных поселков, в том числе элитных, где люди проживают круглый год. Именно в силу своей экологической привлекательности территория чеховского района давно стала желанным местом жительства и загородного отдыха в выходные дни. Данный пешеходный маршрут может стать фактически первым предложением и в сфере экотуризма, в том числе, внутреннего. Внутренние проблемы: • Отсутствие рекреационной зоны на территории села и музея для туристов, местных жителей и посетителей музея • Дефицит музейного предложения для семейных, одиночных посетителей и автотуристов • Недостаточная информированность местного сообщества об исторической значимости и самоценности с. Мелихова и его окрестностей - и, как следствие, отсутствие бережного отношения к этой территории В последние годы в разы увеличилось количество семейных, одиночных посетителей и автотуристов, т.е. тех людей, кто посещает музей самостоятельно, без экскурсионной группы. А путь в Мелихово неблизкий, и на этот визит люди отводят целый день. Значит должно быть достаточно разнообразное предложение (экскурсия по музею, включая усадьбу, занимает 2,5 часа) и должно быть место, где люди могут посидеть, отдохнуть, поесть и т.п., в противном случае они вынуждены либо искать другое место, либо возвращаться. Поэтому и музейное предложение и инфраструктура территории должны отвечать потребностям этой многочисленной категории посетителей. Реализация данного проекта позволит привлечь большее число туристов, сделает их пребывание в Мелихове и окрестностях более комфортным и продолжительным, что может способствовать развитию мелкого бизнеса и сезонной занятости жителей с. Мелихова и ближайших поселений, а также развитию туристической инфраструктуры на данной территории. Достаточно болезненная проблема – отношение местного сообщества (жителей и районной администрации) к «Чеховскому месту», поскольку для них это самое место заканчивается музейным забором. Сегодня деревенский пруд , например, который является водоразделом между деревней и музеем, представляет собой настоящую полосу отчуждения. Дорога вдоль пруда со стороны деревни воспринимается местными жителями как граница с «ничьей территорией» - отсюда соответствующее отношение . Цели проекта: • Повышение рекреационной привлекательности с. Мелихова и его окрестностей • Объединение территории музея и села Мелихово в единое, многофункциональное туристически и рекреационно привлекательное пространство Задачи проекта: • Актуализация собственного культурно-исторического значения данной территории (помимо семилетнего пребывания здесь А.П. Чехова). Сбор (исследовательская работа музея: работа с музейными фондами, местными жителями, с центральными и областными архивами) и популяризация исторических сведений о селе Мелихове и его окрестностях (изготовление и установка специальных информационных модулей на территории села, публикации в СМИ, специальных изданиях и на сайте музея). • Приведение в порядок и обустройство (силами музея, муниципального образования «Сельское поселение Баранцевское», компании «Нико Трэвэл Групп» и волонтерских организаций) привлекательных ландшафтных площадок (мелиховских прудов) на территории села и неиспользуемой музейной территории, с выделением и обустройством специальных рекреационных зон. • Организация пешеходного маршрута по мелиховским прудам и разработка системы навигации (изготовление специальных маршрутных указателей, специальнгых изданий - карты, буклета и детского путеводителя, сувенирной продукции). • Организация и реализация PR-кампании проекта на всех этапах его реализации. Партнеры проекта: • Администрация Муниципального образования «Сельское поселение Баранцевское» • НО «Международный Чеховский благотворительный фонд» • «NICKO TRAVEL GROUP»

СМИ о проекте:

Газета "Ежедневные новости. Подмосковье": http://enp.oblnews.ru/notepad/4134.html

Официальный сайт Министерства культуры Московской области: http://mk.mosreg.ru/news/329.html

Интернет-портал "Радиовещание Подмосковья": http://radio-mo.ru/news/35940.html

Chexov.net - сайт города Чехова и Чеховского района: http://www.chexov.net/news.php?id=341:

Газета "Чехов сегодня": http://ia-cheh.mosoblonline.ru/news/247.html

Газета "Чехов сегодня": http://www.mosoblonline.ru/upload/att/20101029151734.pdf

Информационное агенство "Ореанда". Раздел Ореанда-новости. от 14.03.2011:
http://www.oreanda.ru/ru/news/20110314/culture/article537698/


Границы чеховедения расширяются // Российская газета. Выпуск  5429 (53) от 15.03.2011:
http://www.rg.ru/2011/03/15/chteniya.html

Мелихово. Остановка по требованию //  "Справочник руководителя учреждения культуры", №2, 2011:
http://www.mcfr.ru/journals/91/244/37915/38202/

Музей ломает стены, или в поисках новых смыслов музейного бренда //  "Музей", №5, 2011:
http://panor.ru/upload/iblock/8bb/llbvo-2011-5-20.pdf

Мелихово. Остановка по требованию // "Мир музея", №5, 2011.

Субботник в Мелихове: своими силами справиться не удалось // "Читают все", № 31, 3 июня 2011.

Генеральная уборка в Мелихове. Телекомпания Чехов-вид. Нововсти Чехова. Сюжет от 23.06.2011:

http://www.chehov-vid.ru/








Поделиться:



Организаторы
Благотворительнй фонд В. Потанина Министерство культуры Российской Федерации
Оперативное управление
Ассоциация менеджеров культуры
Генеральный информационный партнер
Радио России
Информационные партнеры
Портал "Профиль" Радио «Культура» ГРК «Радио России» Журнал "АРТГИД" Журнал «Справочник руководителя учреждения культуры» Журнал «Музей» Журнал ДИ «Диалог искусств»