«Новые поступления». Печакуча–light

«Печакуча» – это своеобразное интеллектуальное караоке. Все в равных условиях. Полнота содержания при минимальности и лаконичности средств. В игровом азартном формате победители конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире 2010-2011» представят свои проекты.
Ведущий – Лев Харламов.


Краткое содержание проектов – победителей  VIII Грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире»
 
Номинация "Музей и новые образовательные программы"

1. «На самом деле рыба – белая и пушистая», Музей изобразительных искусств г.Комсомольск-на-Амуре, автор проекта Е.Н. Береснева
Рыбья кожа - один из важнейших материалов быта древнего Приамурья, ныне практически полностью вышедший из употребления. К нему нужно прикасаться, чтобы понять, что он не скользкий и холодный, а теплый и мягкий, похож на замшу. Особенно это важно для детей, ведь они открывают и познают мир через прикосновение.
Проект стремится встроить системное игровое знакомство с миром Приамурья в современную школьную программу. Будет создан цикл из пяти занятий школы «Я - древний мастер», в рамках которого детям будет дана возможность собственноручно обработать рыбью шкурку. Детские работы затем будут участвовать в экспозиции музея, на вернисажах школ, на межшкольной выставке, выставке Эколого -биологического Центра "Экология и Дети".

2. «Приручение набойки: метод огурца», Музей истории русского платка и шали
г. Павловский Посад, автор проекта А.В. Талызина

Суть проекта заключается в создании на базе музея образовательного центра, деятельность которого будет направлена на возрождение утраченной, традиционной для Павловского Посада техники ручной набойки платков. Реализация проекта представляет собой разработку и апробацию новой образовательной программы по ручной набойке для учащихся художественных школ, лицеев и текстильных вузов. Музей станет площадкой для различных форм интерактивной образовательной работы: мастер-классов, массовых акций, других мероприятий, посвящённых технике ручной набойки.
 
3. «Строим Покровский собор вместе», Государственный исторический музей, филиал «Покровский собор» г. Москва, автор проекта Т.Г. Сарачева
В 2011 г. исполняется 450 лет выдающемуся памятнику мировой архитектуры, символу Москвы и России - Покровскому собору на Красной площади. В юбилейный год музей предлагает проект, который позволит учащимся 1-6 классов понять не только утилитарную функцию, но и конструктивную идею, художественное содержание архитектурного памятника - Покровского собора. Проект предполагает разработку познавательной интерактивной игры «Строим Покровский собор вместе» для трёх возрастных групп: 1-2, 3-4 и 5-6 классов.
В ходе игры дети станут участниками специальной экскурсии и построят своими руками масштабную (1:50) модель Покровского собора из картона. Поэтапное ее создание даст ключ к представлению объёмно-пространственной структуры памятника и его конструктивных особенностей.

4. «Сказка выходного дня», Государственный Литературный музей г. Москва, автор проекта К.А. Белькевич
Проект предполагает цикл занятий по детской литературе на основе интерактивных литературно-художественных выставок, посвящённых русским сказочным писателям XX века. Хронологический принцип при формировании цикла занятий дает представление об истории русской литературы XX века на примере развития одного из ее жанров – сказки.
В названии «Сказка выходного дня» обыгрывается то, что для реализации проекта меняется график работы музея, и воскресенье станет дополнительным рабочим днём только для проведения музейных занятий и работы по проекту.

5. «Виштынецкие сокровища гномов», Калининградское региональное общественное учреждение "Виштынецкий эколого-исторический музей", автор проекта А.А. Соколов
Проект направлен на создание особой музейной образовательной программы для детей и семейных групп. Её участники, погружаясь в мир сказки о подземных жителях - гномах, пытаются разгадать их тайны. В результате самые обычные камни под ногами людей оказываются настоящими сокровищами. На глазах участников они постепенно обретают свою историю и имя, раскрывают свою красоту, становятся музейными экспонатами. Участникам программы предстоит путешествие в старый карьер на поиски камня, знакомство с использованием камня на протяжении истории жителей Виштынецкой возвышенности. Участник попадёт в подземную мастерскую гномов, где он своими руками сможет обработать камень и многое узнать о его жизни, превратив его в настоящее сокровище, которое на память он заберёт с собой, став его хранителем.

6. «"Tervhen tulda vepsan male" - "В гости к вепсам"», Карельский государственный краеведческий музей, автор проекта А.И. Анхимова
Вепсы - народ, относящийся к прибалтийской ветви финно-угорской языковой семьи, чья численность сейчас катастрофически падает. Наблюдается и «разрыв поколений»: «бабушки и дедушки» умеют говорить на вепсском языке, но не умеют читать и писать; «взрослые» практически не говорят, не умеют ни читать, ни писать на вепсском языке; «дети» – умеют читать и писать на вепсском языке, но говорят с трудом.
На базе Шелтозерского вепсского этнографического музея им. Р.П. Лонина (филиала Карельского государственного краеведческого музея) планируется разработать комплексный мультимедийный продукт, который станет новой формой взаимодействия детей и взрослых в XXI веке. Мультимедийный продукт будет состоять из пяти разных блоков: интерактивный блок (игровая форма расстановки подлинных предметов в "крестьянской избе" и "хозяйственном дворе"), обучающий информационный блок (повседневные и уникальные предметы быта), видеоблок (показ технологических процессов традиционных ремёсел), аудиоблок (подборка аудиозаписей причитаний, песен, заговоров, сказок, пословиц и поговорок), блок тестов.

7. «“Советская эпоха: вдоль и поперек”. Пакет образовательных программ-тренингов для студентов», Музей политической истории России г. Санкт - Петербург, автор проекта Л.К. Кураева
Проект охватывает широкий спектр гуманитарного знания о советской эпохе и предлагает высшей школе новый формат интерактивного специализированного знакомства студентов с этим важным историческим периодом в музейном пространстве.
Пакет адресован будущим историкам, философам, филологам, журналистам, культурологам, политологам, менеджерам. В пакет собрано восемь тематических программ, каждая из которых исследует определённый аспект организации советского общества, специфику жизни его членов.

8. «Я меняю город», Кемеровский областной музей изобразительных искусств, автор проекта С.В. Кравченко
Образовательный проект для школьников города (6-10 классов) предполагает проведение серии «Уроков города» об использовании средств изобразительного искусства для благоустройства территории, об опыте проекта АРТПРОМ, о том, как художники меняют пространства городов в России и за её пределами. Во время этих Уроков школьникам будет предложено самим выбрать место в городе Кемерово и создать своё произведение искусства для этого пространства. Среди предложенных эскизов будут выбраны самые интересные, и эти ребята продолжат участие в образовательной программе «Я меняю город». Результатом проекта станет выставка эскизов школьников по преобразованию города Кемерово, которая состоится в Кемеровском областном музее изобразительных искусств, и совместное с художниками арт-сообщества «33+1» создание арт-объектов в городе.

Номинация "Музей и технологии туризма"

9. «Волшебный свет игры», Государственный музей-заповедник С.А. Есенина, с.Константиново Рязанской области, автор проекта В.Ю. Евдокимова
Проект предполагает развитие темы домашних игр начала XX века через разработку и реализацию увлекательной интерактивной образовательной программы. Программа позволит не только рассказывать о мире утерянных и забытых популярных игр прошлого, но и даст возможность, воскресив их, научить совместной игре детей и взрослых и вновь сделать их актуальными.
Программа, составленная на основе проведённых научных исследований, будет состоять из трёх частей, посвящённых игре в крокет и лото, созданию театра теней и игр с помощью «Волшебной камеры», что позволит создать ситуацию как минимум трёхкратного возвращения зрителей в музей-заповедник С.А. Есенина.

Номинация "Музейные исследования"

10. «“Луч света в темном царстве” - практика использования волшебных фонарей и теневых картин в публичных лекциях для народа кон. XIX – нач. XX вв.», Политехнический музей г. Москва, автор проекта О.В. Семенова
Проект направлен на изучение и актуализацию коллекций старинных диапозитивов на стекле («теневых картин» для «волшебного фонаря») из фондов двух музеев, Политехнического музея и Государственного Центрального Музея кино (ГЦМК). Период их активного использования пришёлся на кон. XIX – нач. XX вв. и был непосредственно связан с практикой публичных лекций для народа.
Цель данного исследовательского проекта - актуализировать малоизученный, но интересный в научном, историко-культурном и эстетическом отношении материал музейных коллекций старинных диапозитивов, раскрыть их информационный потенциал и сделать публичными результаты исследований.

11. «Белый путь, или Русская Одиссея», Национальный музей Республики Татарстан, автор проекта И.В. Завьялова
Проект является комплексным научно-практическим исследованием, направленным на изучение конкретно-исторической основы автобиографического романа О.А. Ильиной-Боратынской «Белый путь. Русская Одиссея. 1919-1923» и подготовку его первого издания на русском языке.
Основное содержание проекта - проведение историко-документальной экспедиции по маршруту, который был пройден героями романа и реальными людьми - их прототипами (Казань–Курган–Омск– Новосибирск–Ачинск–Красноярск–Чита–Харбин); исследовательская реконструкция исторических реалий художественного текста.
Предмет исследования: топография «Белого пути»; сохранившиеся документальные источники о казанцах, оказавшихся в Сибири и на Дальнем Востоке во время Гражданской войны; историческая память о беженцах – гражданских лицах.

12. «Исконный свет Салафиила. Светоживопись Павла Голубятникова, ученика К.С. Петрова-Водкина», Нижнетагильский музей изобразительных искусств, автор проекта Е.В. Ильина
Проект предполагает научное исследование описанной в дневнике творческой идеи светоживописи забытого художника Павла Голубятникова - ученика К.С. Петрова-Водкина.
В коллекции Нижнетагильского музея хранится единственное полное в России собрание произведений П.К. Голубятникова, среди которых эскиз картины для перевода в светоживопись, которую художник не успел осуществить из-за начавшейся войны. Специалисты допускают, что изображение Архангела должно возникнуть в отражённом свете перед плоскостью из призм, по сути дела - в воздухе. Проект предполагает проверку опытным путём гипотезы, выдвинутой Голубятниковым - детальное изучение данного вопроса в техническом плане с фиксацией в техпаспорте метода создания картины; проведение конкретных опытов по дисперсии света и спектру, создание электронных, графических версий; проведение исследований в области цветоведения 1920-1930-х гг.; выявление авторского интереса к проблеме цвета в его архиве (дневник, стихи, письма); презентацию полученных результатов на выставке.

13. «Золото гуннов», Курский государственный областной музей археологии, автор проекта А.В. Зорин
Проект предусматривает изучение, научное описание и создание выставки уникальной археологической коллекции, относящейся к периоду Великого переселения народов (V в.). Целью является введение в научный оборот и представление широкой аудитории уникальной находки — археологической коллекции из погребения гуннского времени у с. Волниковка.
Коллекция происходит из погребения воина-всадника и включает в себя металлические детали трёх поясных наборов и конской сбруи. Погребение было разрушено т.н. «чёрными археологами», готовившимися продать редчайшие находки за границу. В результате действий ФСБ и УВД эта попытка была пресечена, а вещи переданы в музей археологии.

14. «Мураевенская вышивка», Музей народного и декоративно-прикладного искусства г.Липецка, автор проекта И.А. Жирова
Одним из забытых промыслов липецко-рязанского порубежья является мураевенская вышивка, получившая название по селу Мураевня Данковского уезда Рязанской губернии (ныне Милославский район Рязанской области). В конце XIX века О.П. Семенова - Тян-Шанская и сёстры Н.Н. и О.Н. Шаховские создали там женскую школу «кружевничества и рукоделий».
Проект предполагает изучение истории промысла, образцов вышивки в архивах и музеях и обучение технологии изготовления мураевенской вышивки у бывших работниц артели. В результате проекта будет подготовлено печатное иллюстрированное издание, передвижная выставка, мастер-класс.

15. «Единорог – миф и реальность», Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник, автор проекта Г.И. Тимонина
Азовский музей-заповедник в своем фондовом собрании имеет костные останки как минимум пяти особей кавказских эласмотериев и стоит на грани мировой научной сенсации – впервые может быть смонтирован скелет кавказского эласмотерия. По мнению ряда ученых, именно носорог-эласмотерий является прообразом мифического и легендарного существа – единорога.
Проект преподносит на суд широкой общественности, с одной стороны, аргументы науки о реальном существовании единорогов-эласмотериев, а с другой - народную мудрость и фольклор, дошедшие до нас из глубины веков. От начала и до конца проект будет сопровождать интерактивная программа, опирающаяся на результаты последних научных изысканий, позволяющая привлечь широкую общественность к узкой, специфичной, сугубо научной теме.

Номинация "Партнёрские музейные проекты"

16. “«В едином стиле» (Курс музейного дизайна)”, Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме г. Санкт-Петербург, автор проекта Е.Ф. Коловская

Музей, Фонд и Университет объединились в попытке предложить решение для одной из актуальнейших проблем современной российской музейной жизни - проблемы воспитания музейных дизайнеров. Комплексная программа обучения, сочетающая лекции, экскурсии в музеи и практические занятия на темы музейного дизайна, организуется Музеем Анны Ахматовой и Фондом "ПРО АРТЕ" для студентов старших курсов Факультета искусств СПбГУ (Кафедра дизайна - профили: дизайн среды и графический дизайн). Лучшие из зачётных проектов будут реализованы в музеях Петербурга.
Социально ориентированные музейные проекты

17. «Язык скульптуры по Брайлю», Государственная Третьяковская галерея, автор проекта Е.Л. Герасимова
Произведения скульптуры - наиболее актуальная часть художественных коллекций для людей с инвалидностью по зрению. В рамках проекта предлагается в Третьяковской галерее на Крымском Валу создать специальную экспозиционную площадку, максимально комфортную, в первую очередь, для незрячих и слабовидящих людей. А также разработать образовательную программу, включающую: сменные экспозиции скульптуры, доступной для тактильного восприятия, из произведений, предоставленных московскими скульпторами; интерактивную программу по искусству скульптуры для незрячих и слабовидящих людей, а также для обычных посетителей музея (экскурсия по экспозиции, художественная практика в музейной студии, информационное оснащение экспозиции для индивидуальных посетителей: аудио-гид, тифломатериалы, листы активности и т.п.) 

Номинация "Технологии музейной экспозиции"

18. «Переход. Д.Г. Бурылин», Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д.Г. Бурылина, автор проекта Г.А. Карева
В рамках данного проекта планируется создание яркой, образной экспозиции в подземном переходе 1912 г. между Музеем ивановского ситца (родовой дом Д.Г. Бурылина) и Музеем промышленности и искусства.
Подземный переход – дорога в музей станет экспозицией-метафорой пути от частной коллекции к публичному музею и метафорой жизненного пути выдающегося человека. В экспозиции планируется выстроить сценарно-тематическую драматургию «шагов» Д.Г. Бурылина к своей цели. Синхронизация движения посетителей с последовательностью и нарастающей динамикой жизни Д.Г. Бурылина и воплощение его мечты о создании музея позволит достичь эффекта погружения и личной сопричастности посетителя к событию, избегая академичности, сухости, статичности экспозиционного показа. Канвой основного сюжета будет служить история развития фабричного мощного города в экономическом, политическом и культурном аспектах.

19. “Создание музейной экспозиции «Погружение»”, Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник, автор проекта В.В. Фоменко
Проект «Погружение» - это модернизация уже существующей экспозиции филиала Астраханского музея-заповедника - Музея боевой славы. Планируется создание ложного лабиринта из стен полуразрушенной городской квартиры 30-х годов XX века. Предполагается, что в этой квартире жила семья инженера Сталинградского тракторного завода.
Двигаясь по словно бы ожившей квартире, посетитель начинает сопереживать происходящему, он сам эмоционально погружается в то, что до этого видел лишь в виде молчаливых экспонатов музея или кадров из фильмов о Великой войне. В конце пути за последним решающим поворотом - диорама, где визуальные и аудио эффекты являют собой кульминацию этого действа, где главную роль играет сам посетитель, с его работой чувств и мысли, игрой воображения, способностью окунуться во вполне материальную трёхмерную иллюзию.

20. «Вода из реки Лимпопо», Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, автор проекта Е.А. Балокан
Предлагается создать экспозицию, которая стала бы своеобразным «пространством для путешествий» в различные эпохи и страны, в мир открытий и изобретений. Отправной точкой проекта служит уникальная коллекция наглядных пособий ставропольского просветителя Георгия Константиновича Праве (1862 - 1925), которую он собирал в течение 54 лет.
Экспозиция планируется как регулярно обновляемая (раз в полгода - год). Каждая выставка, созданная в рамках данного экспозиционного пространства, освещает открытия и изобретения определенного периода, начиная с первых десятилетий XIX века. Каждый предмет в экспозиции (старинный микроскоп, стереоскоп, теллурий, Лейденская банка и др.) - это своеобразный портал, с помощью которого посетитель перемещается в другое время и место. Как бутылка с водой, якобы набранной в африканской реке Лимпопо, позволяет создать целую историю: проследить маршрут путешественника, изучить состав воды…

Номинация «Авторская»

21. «МУЗЕЙНАЯ ФАБРИКА», Коломенский центр развития познавательного туризма «Город-Музей», автор проекта Н.Г. Никитина
Проект инициирован в рамках создания в историческом центре г. Коломны пилотного Творческого кластера Московской области на базе государственно-частного партнёрства и сети территориально-хозяйственных музейных комплексов, включённых в городское пространство по принципу живого музея.
Проект предполагает создание на территории бывшей пастильной фабрики купца Чуприкова МУЗЕЙНОЙ ФАБРИКИ с открытым производством, хозяйственным двором и музейным садом, воссоздающей образ кондитерского заведения русского провинциального города конца XIX века. Это будет настоящий «комбинат» музейных технологий, объединяющий в одну цепочку открытый показ реконструированного пастильного производства, театрализованную экскурсию, мемориальное пространство конторы Чуприкова, интерактивные формы участия посетителей, дегустацию, аудио-визуальную программу, мультимедиа и музейное садоводство, популяризирующее старинные традиции выращивания, сбора и хранения яблок.

22. «Школа народной реставрации», Государственное автономное учреждение культуры Волгоградской области «Агентство культурных инициатив», автор проекта Т.В. Гафар
Проект включает в себя разработку и внедрение новой услуги для музеев г. Волгограда и области - цикл занятий, мастер-классов, проводимых на основе практик профессиональных музейных реставраторов и историков искусства различной специализации (живопись, металл, дерево, бумага) для жителей города и области. Образовательные программы для населения будут направлены на обучение навыкам выявления предметов наследия в семьях и домах, первичной консервации и поддержания сохранности документов, произведений искусства и объектов материальной культуры, имеющих мемориальную ценность для отдельной семьи, способам включения их в жилое и рабочее пространство современного человека.
В процессе реализации проекта будут отработаны модели и содержание Школы, формат ее работы на различных площадках. Муниципальные музеи смогут получить методическую и консультационную помощь профессиональных реставраторов и повысить свой экспертный статус на территории.

23. “«33 Николы от Холмогор до Колы». Мультимедийная образовательная программа по иконописи Карелии XV-XIX вв.” Музей изобразительных искусств Республики Карелия, автор проекта Е.А. Рычкова.
Музей изобразительных искусств РК обладает богатейшей коллекцией северных икон XV-XIX веков, самые ценные из которых представлены в постоянной экспозиции. Идея проекта заключается в создании мультимедийной образовательной программы по основам понимания иконописи для современного зрителя, который хотел бы узнать и научиться "читать" икону, открывая для себя художественный и символический язык памятников православной культуры. Программа делается на русском и английском языках. Для проведения занятий планируется создать в имеющейся постоянной экспозиции особое пространство мультимедиа-инсталляции с возможностью интерактивной работы (видео-рамки, выдвижные столы, сенсорный экран и т.д.). Практическую часть проекта составляют мастер-классы, направленные на развитие творческого воображения, чувство цвета и ритма, понимание специфики и особенностей культуры Севера.



Поделиться:

Организаторы
Благотворительнй фонд В. Потанина Министерство культуры Российской Федерации
Оперативное управление
Ассоциация менеджеров культуры
Генеральный информационный партнер
Радио России
Информационные партнеры
Портал "Профиль" Радио «Культура» ГРК «Радио России» Журнал "АРТГИД" Журнал «Справочник руководителя учреждения культуры» Журнал «Музей» Журнал ДИ «Диалог искусств»