Из первых уст
FOKINA1.jpg
Елизавета Фокина, исполнительный директор Ассоциации менеджеров культуры
Одним из главных достоинств конкурса является то, что он позволяет работникам музеев почувствовать себя частью сообщества – профессиональной сети, участники которой объединены общими целями и действуют в рамках территории одной страны, чьи культурные интересы они и призваны удовлетворять.

Публикации

Эксперты фестиваля "Музейный гид".Сэм Хант, директор Ассоциации независимых музеев Великобритании "Успех требует способности работать по-новому"

16 октября 2011

Сокращение государственного и муниципального финансирования учреждений культуры — общеевропейская тенденция. Правительства многих стран уже заявили о том, что большинству организациям, в том числе музеям, придется самостоятельно привлекать средства на свою деятельность. Предлагаем вашему вниманию опыт европейских коллег — экспертов фестиваля «Музейный гид». О том, как в сложных экономических условиях развиваются независимые музеи Великобритании, рассказывает Сэм Хант.

Сэм Хант, директор Ассоциации независимых музеев Великобритании. Эксперт фестиваля "Музейный гид".  

Ассоциация независимых музеев (AIM) — организация, которая обеспечивает поддержку независимых музеев Великобритании и представляет их интересы на национальном уровне.
Сегодня в ассоциацию входят как небольшие организации, в которых работают преимущественно волонтеры, так и крупные благотворительные фонды, которые взаимодействуют почти с половиной музеев Великобритании.
Ассоциация независимых музеев Великобритании — авторитетная и уважаемая структура, которая занимается консалтингом в области национальной политики и способствует развитию собственной профессиональной сети.
http://www.aim-museums.co.uk/

Как и в России, музеи и галереи Великобритании сейчас сталкиваются с периодом беспрецедентных изменений. Они повлияют и на то, что мы делаем, и на то, как мы работаем. Независимые музеи находятся в более выгодном положении, однако сейчас успех зависит от желания и способности работать по-новому.

Нынешний экономический спад оказал серьезное воздействие на музеи и галереи Великобритании. Сокращение государственных расходов привело к значительному снижению финансирования, как со стороны центральных, так и муниципальных органов власти. С целью сокращения расходов муниципалитеты некоторых городов (Йорк, Шеффилд и Ковентри) в последние годы передали управление своими музеями вновь созданным благотворительным трастам. В настоящий момент в Парламенте на рассмотрении находится билль, который должен поощрять передачу работ и объектов наследия благотворительным и общественным организациям как часть правительственной программы по сохранению «местных традиций». Скорее всего, эта политика приведет к появлению большого количества муниципальных музеев и галерей, функционирующих как независимые трасты.

В Великобритании уже сейчас около 1200 независимых музеев и галерей, что составляет 60% от общего количества музеев и галерей в стране. Некоторые из них были учреждены еще в XIX веке, например, художественная галерея «Далвич» (Dulwich Picture Gallery) в Лондоне. Но, благодаря деятельности местных сообществ и рабочих групп, занимающихся сохранением наследия, большинство н независимых музеев появилось в последние сорок лет. Один из крупнейших — Айрон-Бридж (Ironbridge Gorge Museum Trust) был основан в 1967 году, он объединяет 10 музеев и 35 исторических памятных мест. Наряду с такими трастами существует множество н Айрон-Бридж ебольших муниципальных музеев, которые управляются исключительно волонтерами. В жизни местного сообщества они играют очень важную роль, обеспечивая сохранение местного наследия для будущих поколений.

Партнерские отношения с другими музеями, организациями, занимающимися сохранением наследия, и частными организациями становятся все более значимым фактором в новой музейной экономике. В наши дни совместные маркетинговые проекты становятся все популярнее. Особое значение они имеют для небольших и средних организаций, ибо позволяют им стать более заметными и узнаваемыми с помощью совместной печатной продукции и целевых маркетинговых кампаний. 

Другим способом совместной деятельности, позволяющей экономить средства, является разделение расходов на содержание одного штата кураторов и вспомогательных служб (юридических и экономических), а также одного фондохранилища на две организации. Некоторые муниципальные власти даже встали во главе этого процесса и централизованно предоставляют музеям услуги, предпочитая такую форму взаимодействия прямому управлению. 

В южной Великобритании Совет графства Вилтшир управляет оказанием услуг хранителей и кураторов независимым музеям графства. Он также выделяет гранты, которые направлены на содействие развитию музеев и галерей.

В условиях сокращения федерального и муниципального финансирования развитие альтернативных источников позволяет музеям осуществлять свои основные функции — хранение, изучение и популяризацию наследия. 

Как же музеи могут стать успешными в условиях меняющегося мира? Независимые музеи в Великобритании представляют собой неординарную модель успеха и устойчивости в условиях экономических изменений.

Вот четыре основных фактора успешного независимого музея:

1. Развитие предпринимательской культуры.
Статус в научной среде и высокие стандарты работы очень важны для музеев, однако, только этого недостаточно. Необходимы еще и предпринимательские навыки, опыт работы в бизнесе. Поэтому необходимо формировать культуру менеджмента, позволяющую генерировать новые идеи и методы работы музея. Все это требует и творческого подхода, и готовности рисковать.

2. Эффективное управление.

Управление независимым попечительским советом может дать музею свободу и гибкость, что позволит ему стать более эффективным и чутким к открывающимся возможностям, которые позволяют достичь намеченных целей без угрозы внешнего вмешательства. Для управления организацией необходимо подбирать попечителей, обладающих соответствующими навыками и опытом. Важно, чтобы все заинтересованные стороны были представлены людьми, у которых есть время и желание помогать организации. Методики управления, согласованные с внешними финансирующими структурами, привносят ясность в то, чего стоит ожидать, каковы будут обязательства музея и устанавливают достижимые параметры для роста и развития.

3. Создание консорциумов и синдикатов.
Формализация музейных партнерств в консорциумы или синдикаты по реализации определенной деятельности, например, оказание образовательных услуг, позволяет музеям достигать большего воздействия посредством совместного «предложения». Кроме того, существование таких синдикатов предоставляет музеям возможность участия в программах, реализовать которые самостоятельно было бы сложно из-за недостатка средств или опыта в реализации крупных проектов. В Великобритании все более распространенными становятся региональные консорциумы и синдикаты.

4. Мониторинг и использование его результатов для улучшения деятельности.
Только постоянный мониторинг работы организации может показать, что ресурсы правильно расходуются, а услуги отвечают потребностям клиентов. Опросы среди посетителей и анализ, направленный на выявление наиболее популярных товаров и услуг, даст информацию о возможной ценовой политике, поможет гибко реагировать на спрос и принимать оптимальные решения по изменениям в сфере маркетинга.
Бенчмаркинг в среде схожих организаций также может быть полезным средством, представляющим сторонний опыт и внешние перспективы развития рынка. 

Ассоциация организаций, привлекающих наибольшее количество посетителей (ALVA), играет в Великобритании важную роль. Она собирает и анализирует статистические данные, что позволяет создавать общенациональную сеть контрольных точек и сравнивать отчетные данные по объектам наследия с индустрией развлечения в Великобритании.

Поделиться:

Возврат к списку


Организаторы
Благотворительнй фонд В. Потанина Министерство культуры Российской Федерации
Оперативное управление
Ассоциация менеджеров культуры
Генеральный информационный партнер
Радио России
Информационные партнеры
Портал "Профиль" Радио «Культура» ГРК «Радио России» Журнал "АРТГИД" Журнал «Справочник руководителя учреждения культуры» Журнал «Музей» Журнал ДИ «Диалог искусств»