Из первых уст
SAMOJLENKO.JPG
Наталья Самойленко, Член жюри конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире"
Мне кажется, что главный положительный итог заключается в том, что в России появился новый механизм для поддержки активных и творческих профессионалов из музейного сообщества. Дать возможность для творчества – вот что было нашей главной целью, когда мы задумывали конкурс.>>

Публикации

Стажировка в Великобритании: 2013 г. День седьмой.

23 августа 2013
28 июня. 
Татьяна Сарачева.

Последний день стажировки проходил в г. Дерри графства Дерри или Лондондерри (Северная Ирландия), который в 2013 г. получил титул культурной столицы Великобритании. Мы побывали в:
- музее Тауэра;
- городской Ратуше;
- музее свободного Дерри;
- галерее, расположенной в здании бывшей фабрики по пошиву мужских рубашек. 

Музей Тауэра. 
Музей открыт в 1992 г., состоит из двух постоянных экспозиций: история Дерри и крушение испанской армады Ла Тринидад Валенсера (реэкспозиция 2005 и 2007 гг.). Он стал городским центром объединения и общения людей разных конфессий и национальностей.
Экспозиция по истории города располагается в здании, пристроенном к оборонительной башне, фрагмент стены которой можно увидеть непосредственно в пристройке. Узкие переходы, брусчатка на полу, кирпичные стены, соответствующее аудиосопровождение передают образ средневековой эпохи. Правильно выбранные акценты в подаче информации (отражены ключевые моменты в истории города) позволили показать хронологическое развитие города, не загромождая экспонатами музей. Удачные небольшие витрины, утопленные в фальш-стены, зрительно расширяют пространство. Однако использование дизайна в виде искусственных дубовых веток (Дерри в переводе означает «дубовая роща») на потолке в начале экспозиции, а также манекенов кажется излишним. 
0_d30a0_6169743b_XL.jpg
Музей был «пионером» в городе, раскрыв еще в 1990-е гг. в экспозиции тему недавних конфликтов 1960-1980-х гг. Говорить музейным языком на темы современной истории – решение смелое, требующее сбалансированного, этического и объективного взгляда. Но только такой подход – музеефикация событий, получивших неоднозначную оценку, которая автоматически делает их прошлым, историей, - позволяет объединить жителей и смотреть в будущее, а не продолжать конфликты. Правильное смещение акцентов в экспозиции выразилось в том, что она рассказывает о том, как люди пытались принести мир на эту землю, какой вклад сделали жители города. Экспозиция музея послужила эталоном, моделью для раскрытия темы тревожного времени в других музеях города и Северной Ирландии в целом. Удачное завершение экспозиции: после просмотра 12-минутного документального фильма по истории г. Дерри, включающего откровенные сцены конфликтов, посетители знакомятся с достижениями жителей города в области культуры и спорта, уходя из музея в позитивном настроении. 
0_d3099_a1e1ff4a_XL.jpg
Экспозиция, рассказывающая о крушении испанской армады Ла Тринидад Валенсера, расположена внутри оборонительной башни. С одной стороны, посетители могут попасть на лучшую смотровую площадку в городе на крыше башни, с другой стороны музеефикация сооружения осуществлена таким образом, что внутреннее пространство исторического сооружения оказалось перестроенным: в нем появились лифт и лестничные марши, а подлинные каменные стены оказались полностью скрытыми. Как и во многих других музеях Великобритании, осмотр экспозиции в многоэтажном здании осуществляется сверху вниз, что представляет немалое удобство для посетителей. 
0_d3096_72a68416_XL.jpg
Затонувший у берегов города корабль испанской армады был обнаружен в 1971 г. и впоследствии изучен подводными археологами. Документальные съемки процесса исследования, полученные из архива ВВС, демонстрируются на большом экране и делают историю живой. Каждый из залов экспозиции имеет различное, удачно подобранное колористическое решение. К находке дизайнера стоит отнести имитацию на полу плана находок, обнаруженных в процессе исследования судна, а также возможность взглянуть с воображаемого борта корабля вниз, на дно моря и увидеть находки с корабля. 
Образовательные программы музея: клубы для местного населения, программы для семейной аудитории, специальное предложение для учащихся школ – тематические «сундучки памяти», которые берут напрокат педагоги за небольшую плату. В сундучках находятся подлинные вещи из научно-вспомогательного фонда, а также копии предметов. Учителям предлагается гибкая система использования материалов: в сундучках есть специально разработанные методические рекомендации, помогающие проводить исторические занятия; однако педагог не обязан следовать им и может проводить занятие по собственному сценарию. Это удачный маркетинговый ход музея, который подобным образом расширяет свои физические границы. Для юных посетителей музея разработаны специальные листы с заданиями разных уровней сложности. 
0_d309c_3ac4ccfd_XL.jpg
С апреля 2013 г. в музее существует интерактивная зона для занятий с детьми, вписанная в экспозицию по испанской армаде. В ней находятся "примерочная" с костюмами XVII, различные «активности», побуждающие юных посетителей к познанию через действие (планирование города с помощью деревянного конструктора, строительство деревянного моста и строительство мегалитических сооружений из камней, рисование креста святого Мартина с помощью металлической рельефной основы), а также подлинные экспонаты – находки с корабля. Например, деревянное колесо от лафета пушки, сохранность которого позволяет говорить о физических и химических процессах, происходящих в соленой воде с органическими материалами на протяжении длительного периода времени. 

Проект «Ценя прошлое, ценим память» направлен на объединение людей разных поколений и вовлечение молодых людей в познание истории. Они записывают личные истории людей старшего поколения. С этой же целью собран «чемоданчик памяти с вещами по теме «Уезжаем из дома». Для портового города актуальна проблема эмиграции, переселения из деревень в город, и подобный проект позволяет подчеркнуть значимость обыденных предметов для сохранения истории семьи, города и страны в целом. 

Городская Ратуша. 
В 2013 г., к юбилею начала эпохи Плантации (1613 г.) в здании ратуши было освобождено пространство на первом этаже, которое стало выставочной площадкой. Располагавшийся ранее зал для заседаний городского совета был перемещен на второй этаж. Здание открыто для посетителей, в нем проводятся различные мероприятия. Выставка рассказывает об эпохе XVII в., о переселении на земли графства жителей Англии и непростых взаимоотношениях. Широкое использование мультимедийных технологий, позволяют, например, стать участником дебатов того времени, послушать истории представителей разных классов. Продуман экспозиционный ряд для детей: сборка магнитной карты страны, строительство оборонительных сооружений из деревянных заготовок, вопросы, побуждающие к изучению экспозиции. В начале выставки предлагается оценить путем опускания фишки в опреденный стеклянный куб свое знание истории эпохи Плантации; в конце осмотра можно написать, о каком аспекте эпохи хотелось бы узнать подробнее. Исследование посетительского интереса подобным образом позволяет в будущем внести изменения в экспозицию. 

Музей свободного Дерри.
Музей свободного Дерри расположен в квартале – эпицентре событий 1969-1972 гг. Независимый музей создан 6,5 лет назад, образовательными программами в нем занимается брат 17-летнего Майкла Келли, убитого во время Кровавого Воскресенья 30 января 1972 г. Он сам также был очевидцем расправы над мирными жителями Дерри. Рассказ о трагических событиях рубежа 1960-1970-х гг. от первого лица – сильное эмоциональное переживание, которое испытывают посетители. В то же время, посетителям предлагается самим ознакомиться с музеем и составить собственное впечатление о нем, сделать личные выводы. В подобном музее важной составляющей являются архивные документальные материалы, видеозаписи участников событий, дающие объективную картину конфликта. 
Музей продолжается и за стенами здания, так как рядом находится памятник погибшим, а также стела – стена дома с надписью «Ты вступаешь в свободный Дерри». На домах в этом районе часто встречаются граффити на политические темы, и путешествие по району, где велась борьба за гражданские права, делает зримой историю 40-летней давности. В музей приходят учащиеся протестантских школ – поколение, не имеющее тягостных воспоминаний о конфликте, что позволяет составить объективное мнение о прошедших событиях. 

Галерея в здании бывшей фабрики по пошиву мужских рубашек. 
В начале года в кратчайшие сроки здание было переоборудовано и превращено в выставочный центр и место для культурных мероприятий. В настоящее время в ней расположена выставка «Изображая Дерри» - работы фотокорреспондентов международных и местных информационных агентств, а также жителей города. Все они посвящены Тревожному времени рубежа 1960-1970-х гг. Выразительные лица участников событий «беседуют» с посетителем. Каждый черно-белый снимок – это личная история. Для старшего поколения подобная фотовыставка говорит о том, что в сообществе не забыта эта тема. Для молодых людей – возможность составить собственное мнение и видение ситуации. Фотография – вид искусства, позволяющий сегодня взглянуть объективно на картину прошедших событий. И в этом ее значимость. 
Здесь же в галерее расположены две инсталляции «Кровь католиков» русского художника Андрея Молодкина, проживающего во Франции. Это искусство «не для всех», и, вероятно, только в Свободном Дерри оно могло быть презентовано, правда, в отдельном помещении. Инсталляции – символический отклик на события 40-летней давности, личностное видение трагедии.
Знакомство с экспозициями музеев, а также беседы с коллегами позволили определить общее направление культурной политики современного сообщества г. Дерри. Сегодня – это город свободы мысли, в котором недавние тревожные времена конфликтов между католиками и протестантами стараются сделать достоянием истории. Этот непростой период не забыт, но он остался в прошлом, сегодня – это уже история, а не настоящее жителей города. Период с 2010 г. по 2020 г. объявлен Десятилетием памяти, и музеи стараются отражать это в своей работе. Музейное сообщество предпринимает попытки наладить связь между католиками и протестантами через культуру. Это главная миссия музеев Дерри, выступающих связующим звеном между представителями различных сообществ.

Поделиться:

Возврат к списку


Организаторы
Благотворительнй фонд В. Потанина Министерство культуры Российской Федерации
Оперативное управление
Ассоциация менеджеров культуры
Генеральный информационный партнер
Радио России
Информационные партнеры
Портал "Профиль" Радио «Культура» ГРК «Радио России» Журнал "АРТГИД" Журнал «Справочник руководителя учреждения культуры» Журнал «Музей» Журнал ДИ «Диалог искусств»