Из первых уст
SAMOJLENKO.JPG
Наталья Самойленко, Член жюри конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире"
Мне кажется, что главный положительный итог заключается в том, что в России появился новый механизм для поддержки активных и творческих профессионалов из музейного сообщества. Дать возможность для творчества – вот что было нашей главной целью, когда мы задумывали конкурс.>>

Публикации

Развитие музейных аудиторий

19 февраля 2014

20130413_seminar_084.jpgКарен Брукфилд, заместитель директора Фонда содержания наследия за счет лотереи (Heritage Lottery Fund), Великобритания

Я работаю заместителем директора по стратегическому бизнес-планированию Фонда содержания наследия за счет лотереи (Heritage Lottery Fund) и занимаюсь стратегией, развитием и исследованиями. Фонд был основан в 1994 году, когда появилась Национальная лотерея Великобритании. В Великобритании многие лотереи существуют для финансирования благотворительных инициатив. 5,6 пенса от каждого вырученного в лотерее фунта инвестируется в наш Фонд. На самом деле это не очень много, только 5 %, но за 20 лет нам удалось профинансировать 35 тыс. проектов общей стоимостью 5,4 млрд фунтов. В этом году бюджет фонда составляет 400 млн фунтов стерлингов.

Что именно поддерживает Фонд? Согласно нашему определению, наследие — это то, что досталось нам от прежних времен, то, что мы ценим и хотим передать будущим поколениям. Вот что мы включаем в понятие наследия в его разных формах, это довольно длинный список: исторические памятники, здания, места археологических раскопок, промышленные, морские и транспортные объекты культурного наследия, музеи, библиотеки, архивы. К наследию относятся и культурные традиции — мы это называем нематериальными активами, объектами культурного наследия, которые необходимо записать, сохранить: истории, ремесла, танцы, мода. Мы включаем сюда и природное наследие.

За 18 лет работы Фонда 33 % нашего общего финансирования получили музеи. Это больше 1,55 млрд фунтов стерлингов. Мы реализовали 2700 проектов, среди которых были проекты по строительству, реставрации и перепрофилированию музейных зданий. Мы финансируем выставки, различные музейные программы, покупаем оборудование и предметы искусства для выставок. У некоторых музеев крайне мало средств для покупки объектов культурного наследия, и возникает опасность их утратить. В таких случаях фонд дает гранты, всего таких грантов было 1100.

Как связана деятельность музеев с нашим финансированием? Что мы привносим в работу музеев? Мы не просто даем грант, а потом исчезаем. Мы стремимся улучшать условия, в которых существуют объекты культурного наследия. Мы сотрудничаем с музеями, причем сотрудничество начинается задолго до стадии того или иного проекта. Для нас крайне важно внести вклад в реализацию проекта, но не менее важно понимать, что в дальнейшем будет с этим финансированием. Нужно, чтобы люди поддерживали объект культурного наследия в хорошем состоянии после инвестиции крупных средств.

Мы стараемся вносить изменения в мышление людей, участвующих в наших проектах. Мы надеемся, они будут понимать больше и лучше, получат новые навыки, изменят отношение, поведение, включатся в процесс сохранения культурного наследия, будут привлекать новые технологии. К сожалению, мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда объекты культурного наследия подвергаются вандализму, например, на них наносятся граффити. И мы надеемся, если большое количество людей будет участвовать в наших проектах, это прекратится — люди будут мыслить иначе. Возможность получать положительный опыт от участия в музейном проекте — важная мотивация. В Великобритании многое зависит от готовности людей уделять свое время бесплатно тем или иным проектам. Британцы хотят заняться чем-то в свободное время и считают, что участие в музейных проектах — достойная трата времени. Но нам бы хотелось, чтобы категории волонтеров были более разнообразны, хотелось привлечь молодых людей: пока же волонтеры — это в основном пожилые люди. Мы стремимся привлекать больше людей и самых разнообразных людей, которые будут заниматься сохранением объектов культурного наследия.

12345.jpg

Для нас результат — положительное изменение: например, управление тем или иным культурным объектом стало качественнее, или лучше стала вестись просветительская деятельность. Среди других важных для нас результатов можно назвать работу с людьми, у которых есть проблемы со слухом или зрением, или введение в культурный оборот нового мате-риала, исторического или документального.

Еще одним эффективным результатом является стабильность проекта — поддержание и стимулирование местной экономики, открытие магазинов, сувенирных лавок.

Я коротко расскажу о музейных программах фонда. К нам можно обратиться за грантами — минимальный размер грантовой поддержки 3 тыс. фунтов стерлингов, максимальный — 5 млн фунтов стерлингов. Чем выше сумма, тем крупнее проект, это обычно крупные музеи, которые закупают старинные полотна для своих выставок. Мы делим наши программы по размеру поддержки, потому что чем меньше сумма, тем быстрее и легче получить грант, чем выше сумма, тем больше требований и вопросов мы предъявляем к грантозаявителям.

В небольших городах важно сохранять ландшафт, поэтому мы часто даем грант на реставрацию целого ряда зданий, на целую улицу. Мы также выдаем гранты на реставрацию различных молитвенных домов: церквей, индийских храмов или синагог.

plan.jpg

Почему люди интересуются музеями? В 2007 году организацией Culture on Demand в Великобритании было проведено исследование. В результате было названо несколько ключевых моментов, которые привлекают посетителей в музеи. Среди них стоит назвать следующие:

• семейное времяпрепровождение (33 % детей приходили в музей со своими семьями, бабушками и дедушками);

• способ социализации;

• возможность увидеть культурные объ-екты, важные для жителей конкретного региона;

• возможность получить положительный опыт;

• музей — это «институт доверия», он пре-доставляет информацию, которой можно доверять.

Каждый проект, который финансируется, должен ориентироваться на свою аудиторию. Необходимо понимать свою аудиторию, расставить приоритеты и помнить, что за исключением случаев, когда вам очень повезет, нельзя нравиться всем и всегда. Даже если у вас большой бюджет, то нужно расставлять приоритеты и составлять план действий. Вы проводите выставку, реконструируете музей, осуществляете реставрацию, и на каждом этапе вы ориентируетесь на свою аудиторию, получаете новую информацию о ней и смотрите, насколько эффективной оказалась ваша деятельность.

Я всегда задаю нашим партнерам в музеях несколько вопросов: сколько людей посещают музеи? Что это за люди? Кто принимает участие в проектах, а кто нет? Что эти люди думают о музее, как они комментируют вашу работу? Последний вопрос возможно для вас окажется сложным: насколько вы представляете то сообщество, в котором вы работаете? Ведь в больших городах (вроде Лондона и Бирмингема) могут быть совершенно различные люди из разных культур, разного возраста с разным прошлым. И если они входят в дверь вашего музея, они находят свое место? Или качают головой и уходят? Это интересный вопрос, о нем надо подумать: насколько вы представляете интересы своего сообщества?

Как классифицируют аудиторию? Мы делим людей по возрасту, полу, по наличию физических отклонений. Кроме того, есть классификация по социоэкономическому положению, но это не ключевая классификация. Нужно также помнить, что люди принадлежат к разным этническим группам, нужно подумать о времени, которое требуется, чтобы добраться до музея, и, конечно, нельзя забывать о мотивации.

museum.jpg

Мы подходим к этапу расстановки приоритетов. После него мы начинаем действовать. Нужно создавать фокус-группы, чтобы понять, на какие выставки люди хотели бы пойти. Можно провести мастер-классы для потенциальной аудитории. Очень важно использовать социальные сети, нужно создавать онлайн-сообщество — так мы выясним, как сотрудничать с интересными людьми.

Важно, чтобы посетители чувствовали, что их ждут в музее, что там люди, которые готовы рассказать им что-то новое, поделиться интересной информацией. Тут важно помнить о часах работы музея и о приветливости музейщиков. Как бы вы описали работу сотрудников? Насколько они приветливы, вежливы, доброжелательны? Можно ли их сравнить с надзирателями, смотрителями или они улыбаются? Необходимо также помнить о ценах на билеты — это неизбежная часть нашей жизни. Нам в Великобритании везет: у нас создаются национальные бесплатные музеи, например, музей Виктории и Альбер-та. Но остальные музеи, не из числа национальных, должны продавать билеты. Нужно также заботиться о том, чтобы дети могли ходить бесплатно, а студенты получать скидки. И это та проблема, для которой важны комментарии, обратная связь.

Важно облегчать доступ в музей, создавать комфортабельную обстановку и делать так, чтобы люди получали всю необходимую информацию: устанавливать указатели, вывески или информацию на щитах. Необходимо помнить о создании инфраструктуры, удобных туалетов, зон отдыха, игровых площадок для детей, кафе, доступа в интернет.

Существенно то, как вы отмечаете различные юбилеи, годовщины, какие фотографии размещаете на выставках. Тематические выставки нужно периодически менять, проводить мероприятия, исследования относительно собственных коллекций, собирать новую информацию о представителях сообщества — это мы называем сокураторство. Эксперты со всей страны могут поделиться результатами своих исследований, и мы организуем такой обмен информацией в рамках своих проектов.

Каждую неделю и каждый месяц мы пытаемся улучшить качество выставок для детей. Мы сотрудничаем со школами, проводим выставки детских работ, мероприятия, ориентированные на семейный отдых. Один из недавних успехов, который мы считаем свои достижением, это детская программа Национальной галереи. Галерея приглашает детей на свои выставки бесплатно — это очень значимая и интересная акция.

Очень важно вынести коллекцию за пределы музейных стен, на улицы, в школы. Можно не выносить ценные оригиналы, но можно взять цифровую копию и с ее помощью заняться про-движением вашего музея. Также есть путешествующие выставки, онлайн-проекты, проекты разных социальных групп и сообществ. В любом случае надо сначала понять, что вы можете предложить. Нужно включаться в местные национальные и региональные инициативы, проводить дни открытых дверей. Люди должны знать, что им всегда есть чем заняться в холодные выходные декабря. Такие мероприятия очень помогут вам поднять популярность вашего музея.

Необходимо повышать представительность ваших проектов, т. е. фраза «не для нашего брата» неприемлема. Вы всегда можете сделать ваше мероприятие более популярным, можете использовать для этого группы друзей музея, которые вас поддерживают и дадут вам консультацию. Если вы сможете развить вашу аудиторию, то молодые люди смогут хорошо про-водить время в наших музеях. Особенно этот вопрос остро стоит для небольших музеев в маленьких сообществах: до того как начинаются проекты по модернизации выставок, сложно привлечь молодых людей. Однако мы знаем, что эти выставки работают, у нас есть количественная оценка, и сотрудники ведут учет аудитории и отслеживают изменения ее профиля. Очень важно получать обратную связь от посетителей.

Тот, кто будет делиться с вами информацией, - самый важный для вас человек.


Поделиться:

Возврат к списку


Организаторы
Благотворительнй фонд В. Потанина Министерство культуры Российской Федерации
Оперативное управление
Ассоциация менеджеров культуры
Генеральный информационный партнер
Радио России
Информационные партнеры
Портал "Профиль" Радио «Культура» ГРК «Радио России» Журнал "АРТГИД" Журнал «Справочник руководителя учреждения культуры» Журнал «Музей» Журнал ДИ «Диалог искусств»