Из первых уст
FOKINA1.jpg
Елизавета Фокина, исполнительный директор Ассоциации менеджеров культуры
Одним из главных достоинств конкурса является то, что он позволяет работникам музеев почувствовать себя частью сообщества – профессиональной сети, участники которой объединены общими целями и действуют в рамках территории одной страны, чьи культурные интересы они и призваны удовлетворять.

Публикации

Образование для местного сообщества

25 февраля 2014
rozenbrand.jpgМарлеен Розенбранд, заведующая образовательными программами Зееус-музей (Zeeuws Museum), Мидделбург (Нидерланды).

Зееус-музей расположен на юге Нидерландов, рядом с морем, в Мидделбурге. В этом городе живет около 380 тыс. жителей. За последние несколько лет численность населения упала. Молодежь из нашего региона уезжает учиться в крупные города и не возвращается в провинцию. Благодаря тому, что город расположен на берегу моря, у нас очень много туристов, которые и являются потенциальными посетителями нашего музея.

Зееус — это музей регионального подчинения, мы работаем на полусубсидированной основе и выполняем функции, определяемые культурной политикой нашей провинции, Зеландии. Провинция считает культуру своей приоритетной задачей. Культура влияет на бизнес-климат региона, качество жизни и туристическую привлекательность Зеландии.
Наша миссия вполне соответствует определению Международного совета музеев (ICOM): музей должен хранить, сберегать, исследовать, образовывать и экспонировать материальные и культурные ценности Зеландии. Мы кое-что добавили в нашу модель: музей должен производить культурное наследие для будущих поколений.
И поэтому школы являются важной целевой группой для нашего музея. У нас часто проходят экскурсии для школьников. Во всех наших проектах мы придерживаемся принципа: музей не только дает знания, но и приносит удовольствие. Мы надеемся, что пять характеристик современного музея — информативность, экспрессивность, аттрактивность, репрезентативность и интерактивность — доступны нашим посетителям.

Да, мы следуем ключевым задачам, поставленным Министерством образования, но они не являются ведущими в наших проектах. Мы стараемся помочь детям осознать свою культурную принадлежность. Мы говорим им, что нет универсальной правды, мир огромный, и в нем есть, на что посмотреть.

Для детей от 4 до 12 лет (это возраст учеников младших классов в Нидерландах) у нас есть проект «Зееус-музей в школах». Ученики не всех провинциальных школ могут нас посетить. Поэтому мы создали проект, в рамках которого мы сами приносим экспонаты в школы. Строго говоря, это 16 разных проектов с разными экспоната-ми, которые мы приносим в разные классы. Это могут быть яйца из нашей большой коллекции яиц морских птиц или кораллы — для населения Зеландии ожерелья из кораллов были традиционным украшением. Мы рассказываем истории о красном коралле. Дети узнают историю предметов, и посредством этого историю региона. Но история нашей провинции неотделима от истории всего мира, потому что начиная с XVII века жители Зеландии много путешествовали, и благодаря этому в нашем музее есть большая этнографическая коллекция. И мы рассказываем школьникам истории этих экспонатов.
Zeeuws1.jpgZeeuws2.jpg

Для индивидуальных посетителей мы проводим детские воркшопы. Мы называем их магической музейной лабораторией. Наша коллекция очень разнородна, поэтому каждый раз дети узнают понемногу о нашей коллекции и об истории Зеландии. Наш музей расположен рядом с заливом, где можно найти песчаники с окаменелостями, поэтому мы даем детям немного глины, и наши эксперты объясняют школьникам, как можно найти окаменелости и сделать с них слепки, небольшие копии, которые дети могут забрать с собой. Кроме того, мы даем возможность детям и их родителям отпраздновать день рождения, делая слепки, для нас это еще и способ немного подзаработать.

Ученики в возрасте 13–18 лет в основном приходят со школьными экскурсиями. Для этих школьников у нас разработана программа про национальную принадлежность, она называется «Я, я и еще раз я». В рамках этой программы мы издали небольшие книжки. 

Но мы образовываем не только детей, а всех посетителей. Например, выставка «На счет раз, на счет два» рассказывает о коллекционировании. Мы издали журнал, подобный Elle или Cosmopolitan, о коллекционировании, аукционах, коллекционерах в лицах, сделали видео для Youtube, открытки. На выставке показываем предмет, назначение которого сразу непонятно, и просим публику помочь нам определить, что это. 

И конечно, нельзя работать с местным сообществом, если не сотрудничать с учителями. Мы запустили обучение для учителей в нашем музее и устраиваем для них встречи. Мы приглашаем учителей на предпоказы будущих выставок и демонстрируем наши образовательные материалы. В результате учителя лучше понимают, чем мы занимаемся, и некоторые программы мы создаем вместе.

Поделиться:

Возврат к списку


Организаторы
Благотворительнй фонд В. Потанина Министерство культуры Российской Федерации
Оперативное управление
Ассоциация менеджеров культуры
Генеральный информационный партнер
Радио России
Информационные партнеры
Портал "Профиль" Радио «Культура» ГРК «Радио России» Журнал "АРТГИД" Журнал «Справочник руководителя учреждения культуры» Журнал «Музей» Журнал ДИ «Диалог искусств»