Из первых уст
FOKINA1.jpg
Елизавета Фокина, исполнительный директор Ассоциации менеджеров культуры
Одним из главных достоинств конкурса является то, что он позволяет работникам музеев почувствовать себя частью сообщества – профессиональной сети, участники которой объединены общими целями и действуют в рамках территории одной страны, чьи культурные интересы они и призваны удовлетворять.

Публикации

Музей – место для переживаний. Мнение голландского эксперта

06 марта 2014

GAL_2438.JPGМариэль Пальс, Музей тропиков (Tropenmuseum), г. Амстердам, Нидерланды

XXI век — это время интенсивных социальных и культурных перемен. В ответ на эти изменения Музей тропиков все больше усилий уделяет взаимопониманию, которое так необходимо нашему мультикультурному обществу.

Музей тропиков для детей был создан в 1975 году. Его аудитория — дети от 6 до 13 лет и семьи. С момента открытия музея произошли значительные изменения в том, каким образом этнографический музей выполняет свою общественную роль. Мы уже не мыслим понятиями «далекие земли» и «экзотические народы». Понятия «культурное разнообразие», «наследие» и «идентичность» чрезвычайно важны для нашей работы. Мы заинтересованы в том, чтобы вовлекать наши аудитории в изучение самых различных тем, которые затрагивают всех на общечеловеческом уровне, не важно, идет ли речь о глобальных вопросах или о материальной или нематериальной культуре отдельных регионов. Изучаемые темы и способы их изучения говорят о нас самих: кто мы, что значит для нас быть человеком, и каким образом мы создаем значение чего-либо. Музей можно рассматривать как открытое пространство или «точку доступа», где простыми и общедоступными способами можно изучить социальные и гуманитарные науки. Музей отличается от тех мест демонстрации других культур, где акцент делается на экзотике и «необычности». Готовя выставку, как, например, это было с проектом про бразильскую культуру Mix Max Brasil, мы проводим подготовительное исследование, которое может длиться до полутора лет, смотрим фильмы, читаем книги. Потом мы едем в страну, контактируем с людьми, сравниваем наши наблюдения и исследования с тем, что мы видим на месте. Мы ищем личные истории, так как это, наряду с различными вида-ми деятельности и самой коллекцией, основная тема нашей выставки. Все эти части мы соединяем вместе. Очень важно узнать страну, людей. При подготовке бразильской выставки мы езди-ли в Бразилию 4–5 раз, чтобы все встало на свои места.

В основе принципов нашей работы лежит представление о том, что культурная идентичность — это сложная, многосоставная идентичность, что культура и идентичность не статичны, а меняются, и эти трансформации можно увидеть в религии, музыке, танце и искусстве. Исходя из всего этого, мы работаем над тем, чтобы соединить прошлое и настоящее.

На наш взгляд, музей не должен выполнять миссионерскую функцию и в то же время не должен быть галереей, т. е. ограниченным пространством, куда люди приходят посмотреть на определенный набор произведений искусства или экспонатов. Он должен быть местом открытий и мечтаний, воспоминаний и встреч, местом, где еще жива свобода странствий; местом встречи взаимодействий и переживаний, которые можно разделить друг с другом. Мы хотим исследовать то, насколько музей может быть местом выражения чувств, изучить, как разные события могут вызывать реакцию и соучастие общества. Проекты нашего музея создаются таким образом, чтоб они соответствовали программе и потребностям школьного образования. Выставка Mix Max Brasil предполагала запуск образовательного ресурса — интерактивного сайта, и выпуск книг, которые получал каждый школьник, приходящий в музей. Мы также использовали театральные элементы и предлагали детям создавать предметы из естественных материалов, например, из глины. Когда дети работают не только с виртуальными ресурсами, но и с настоящими, это вызывает у них доверие.

Tropenmuseum1.jpg Tropenmuseum2.jpg

Многие музеи заявляют, что у них есть интерактивные программы для молодых людей. Это уже точно перестало быть уникальным хо-дом: более того, для детских программ интерактивность уже стала необходимым условием. Часто этот термин («интерактивность») путают с «анимацией» или с другими цифровыми техно-логиями, например, с интерактивными компьютерными программами.

Необходимо превратить механические, «ручные» интерактивы, разработанные просто, чтобы весело провести время, в действия, в ходе которых нужно думать, и во время которых в конечном итоге увлекательным способом происходит процесс обучения. Образовательные программы могут превратить посещение музея в значительное и запоминающееся переживание, если посетители были вовлечены как участники и создатели. Интерактивные действия усиливают переживания посетителя и очень важны, если вы хотите, чтобы посетитель принял участие в той выставке: по сути дела, разделил переживание, которые вы ему предлагаете. Интерактивные музеи — это место, где посетители могут творить, делиться и взаимодействовать друг с другом по теме выставки, где от посетителей ожидают активное вовлечение в процесс.


Поделиться:

Возврат к списку


Организаторы
Благотворительнй фонд В. Потанина Министерство культуры Российской Федерации
Оперативное управление
Ассоциация менеджеров культуры
Генеральный информационный партнер
Радио России
Информационные партнеры
Портал "Профиль" Радио «Культура» ГРК «Радио России» Журнал "АРТГИД" Журнал «Справочник руководителя учреждения культуры» Журнал «Музей» Журнал ДИ «Диалог искусств»