Условия конкурса

Благотворительный фонд В. Потанина объявляет ХI грантовый конкурс проектов музеев и музейных организаций, расположенных на территории Российской Федерации. Конкурс проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Оператор конкурса — Ассоциация менеджеров культуры (АМК).

Цели конкурса

  • поддержка и продвижение лучших образцов музейной практики в России;
  • активная адаптация музеев и музейной сферы к меняющимся условиям социально-экономической и культурной жизни общества;
  • консолидация и развитие сообщества музейных проектировщиков.

Задачи конкурса

  • поддержка профессионалов, ориентированных на современные проектные решения в сфере музейной деятельности, содействие авторам проектов в их реализации;
  • продвижение инновационных подходов в музейном деле, направленных на сохранение, интерпретацию и представление культурного и исторического наследия страны;
  • информационное сопровождение проектов и распространение лучшего опыта;
  • внедрение новых профессиональных стандартов;
  • развитие сотрудничества и партнерских связей между музеями и организациями из других областей профессиональной деятельности.

Условия участия

В конкурсе могут принимать участие:

  • государственные и негосударственные музеи, расположенные на территории Российской Федерации, зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством и имеющие открытый счет в банке;
  • музейные организации, имеющие в своем названии слово «музей» и/или осуществляющие музейную деятельность согласно своему Уставу/Положению и/или являющиеся музейным подразделением более крупной организации культуры;
  • ведомственные музеи, не имеющие собственного юридического лица, работающие как публичные музеи, открытые для свободного посещения (согласно Уставу/Положению) всеми желающими людьми, а не только представителями ведомств.

Приоритеты конкурса

  • создание равных условий для всех музеев и музейных организаций (независимо от статуса и местоположения), а также проектировщиков;
  • поддержка авторов проектов тех музеев, которые учитывают современные стандарты музейной деятельности, в т. ч. предоставление равных возможностей для разных аудиторий и использование современных технологий, как в экспозиции, так и виртуальном пространстве;
  • наличие софинансирования проекта и сложившиеся партнёрские отношения музея (с другими музеями, органами государственного и муниципального управления, местным бизнесом, некоммерческими организациями, творческими агентствами и организациями из других сфер).

Номинации конкурса

1. Технологии музейной экспозиции

Экспозиционные проекты (постоянная экспозиция, временные и передвижные выставки) ярко, образно и по-новому интерпретирующие наследие, соответствующие современным тенденциям развития экспозиционного искусства, в том числе использующие современные дизайнерские и художественные решения.

При оценке заявок учитываются:

  • актуальность и новизна экспозиционного высказывания;
  • наличие задания на проектирование пространственного и образного решения экспозиции;
  • кругозор автора проекта, его знакомство с тенденциями развития экспозиционного искусства.

2. Музейные образовательные программы

Проекты, направленные на системное и целенаправленное развитие посетителя музея, представляющие новые форматы образовательной деятельности, приемы, методы и технологии освоения музейных коллекций различными целевыми аудиториями (возрастными, специальными и т.п.).

При оценке заявок учитываются:

  • музейная специфика образовательной программы — степень реализации образовательного потенциала музея и его коллекций;
  • системный подход к образовательной деятельности: учет ресурсов школьных и вузовских программ и методик;
  • педагогический кругозор автора проекта.

3. Музейные исследования

Музейные (в т.ч. межмузейные) исследования, ориентированные на достижение практического результата: проекты, направленные на изучение и актуализацию музейных коллекций и фондов; атрибуционные, этнографические, краеведческие и другие подобные исследования; исследования, ориентированные на развитие музеев и расширение музейной практики (социологические, маркетинговые, организационные и т.д.)

Базовый критерий: распространение, использование и потенциальная востребованность результатов исследования по завершении его аналитического этапа. Результаты исследования должны быть представлены в виде конкретного продукта — выставки, конференции, сайта, семинара, концепции экспозиции и пр.

При оценке заявок учитываются:

  • актуальность и новизна исследования, его востребованность для профессиональной среды (музейной, профильной, научной);
  • адекватность формата предъявления публике результатов исследования.

4. Музей и технологии туризма

Проекты, направленные на развитие сотрудничества между музеями и туристическим бизнесом.

Поддерживается участие музеев в развитии туристического потенциала территории; создание и участие в разработке новых туристических маршрутов; разработка музейных сервисов и услуг в сфере туризма; содействие созданию качественной инфраструктуры туризма.

При оценке заявок учитываются:

  • влияние проекта на формирование или изменение имиджа/бренда территории;
  • наличие анализа туристических потоков и местной инфраструктуры туризма для успешной реализации проекта (транспорт, связь, коммуникации, питание и пр.);
  • четко сформулированное видение экономических и правовых моделей и принципов взаимоотношений с партнерами из сферы туризма.

5. Авторская номинация

Авторы проектов — победители конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» всех предыдущих лет — имеют возможность повторного участия в конкурсе только в этой номинации.

В номинации участвуют образовательные, экспозиционные, исследовательские, туристические проекты, а также проекты, представляющие авторское видение развития музея или музейной сферы в целом.

Обязательным условием участия в авторской номинации является наличие не менее двух партнеров проекта. Приоритет имеют долгосрочные и технологичные проекты, пригодные для методического описания и адаптации в других организациях и территориях, а также проекты, качественно меняющие ситуацию в музее и музейной сфере региона.

При оценке заявки учитываются:

  • влияние проекта на развитие музейной сферы или ее составляющих;
  • сетевой и межинституциональный (как в территориальном, в том числе межрегиональном, так и в профессиональном смысле) характер взаимодействия с партнерами;
  • прогнозируемый общественный резонанс;
  • множественный результат (не разовая выставка, издание и т.п.)

В рамках Конкурса 2013-2014 года могут быть поддержаны от одного до четырёх авторских проекта. Запрашиваемая сумма не должна превышать 2 000 000 руб.

Процедура принятия решений

Грантовый конкурс музейных проектов проходит в два этапа. Двухступенчатая процедура конкурса позволяет сделать выбор проектов–победителей максимально справедливым и прозрачным.

Общие критерии оценки заявок:

  • соответствие проекта условиям и приоритетам конкурса;
  • профессиональный и инновационный подход к работе с наследием;
  • способность проекта влиять на социальные процессы, менять качество культурной среды города, региона, территории;
  • учет характеристик и потребностей выбранной целевой аудитории;
  • использование междисциплинарных моделей сотрудничества, в том числе, привносящих управленческие технологии и компетенции иных сфер деятельности в музейную среду;
  • привлекательность проекта для потенциальных партнеров из разных сфер профессиональной деятельности (государственного и муниципального управления, среднего и малого бизнеса и пр.);
  • компетентность и профессионализм автора проектной команды, репутация и потенциал организации-заявителя;
  • профессиональная компетентность проектной команды (в том числе сотрудничество со специалистами, необходимыми для реализации проекта по той или иной номинации);
  • эффективное использование ресурсов (символических, организационных, финансовых, партнерских и пр.);
  • реалистичность бюджета.

На первом этапе конкурса жюри, после заседания экспертного совета, выбирает 55 проектов, проходящих во второй тур (шорт-лист). В своей работе жюри опирается на заключения экспертов конкурса, которые дают оценку проектов в соответствии с общими и специфическими для каждой номинации критериями конкурса.

Авторы выбранных проектов получают индивидуальные гранты на участие в проектно-образовательном семинаре конкурса, являющееся обязательным условием для прохождения проекта во второй тур.

При оценке проекта на первом этапе учитываются оригинальность и реалистичность идеи проекта, эффективность предлагаемых решений, а также ресурсная обеспеченность реализации проекта.

Доработанные по итогам семинара проекты подаются авторами на второй тур конкурса.

На втором этапе конкурса жюри определяет победителей конкурса, а также принимает решение по объему финансирования каждого проекта. Количество отобранных проектов-победителей определяется общим бюджетом конкурса – 20 миллионов рублей.

Основные критерии второго этапа:

  • способность заявителя представить проект как целостную структуру, выразить ее в яркой презентационной форме;
  • отчетливое видение культурного и социально-экономического эффекта реализации проекта;
  • грамотно сформулированная информационная и маркетинговая компания;
  • коммуникативный и управленческий потенциал проекта, участие в проекте не менее одного партнера;
  • обоснованность запрашиваемых средств, документально подтвержденное софинансирование проекта.

На втором этапе помимо перечисленных выше критериев учитывается активная работа автора проекта в проектно-образовательном семинаре.

Требования к оформлению заявки

Для участия в конкурсе необходимо заполнить форму заявки в электронном кабинете на сайте конкурсаwww.museum.fondpotanin.ru.

По всем возникающим в ходе заполнения вопросам заявители могут получить консультацию регионального координатора.

Этапы проведения конкурса

Первый этап: сбор заявок, первичная оценка проектов экспертным советом и жюри конкурса.

25 октября 2013 г.

 

Объявление конкурса.

 

26 октября – 30 декабря 2013 г.

 

Презентация конкурса в регионах. Проведение региональных семинаров-практикумов по основным позициям конкурса.

 

25 октября 2013 г. – 24 января 2014 г.

Прием заявок на конкурс.

 

25 октября 2013 г. – 17 января 2014 г.

Консультации заявителей с региональными координаторами.

 

27 января – 20 февраля 2014 г.

Работа экспертного совета и жюри конкурса.

 

21 февраля 2014 г.

Объявление шорт-листа.

Авторы проектов, вошедших в шорт-лист, получают индивидуальные гранты на участие в образовательном семинаре.

 

17–21 марта 2014 г.

Проектно-образовательный семинар:

·         мастер-классы ведущих экспертов в сфере музейного проектирования, маркетинга музейных продуктов, управленческие и коммуникативные тренинги;

·         работа с «кейсами»  анализ историй успеха, проблемных зон и типичных ошибок;

·         командная работа по доработке организационной схемы проектов и подготовке презентаций;

·         общение, презентации, обмен опытом между участниками семинара и многое другое.

 

Второй этап: доработка заявок по итогам образовательного семинара, определение победителей, заключение договоров.

до 2 апреля 2014 г.

 

Срок подачи доработанных заявок.

3 апреля – 30 апреля 2014 г.

Работа жюри и экспертного совета конкурса. Определение победителей.

 

4–8 июня 2014 г.

 

 

Итоговое событие, награждение победителей на фестивале «Музейный гид» в Москве.

Июль – август 2014 г.

Консультации по проблемным зонам реализации проектов, заключение договоров.

 

Общий грантовый фонд конкурса

                20 000 000 рублей         

 

Сумма грантов во всех номинациях

от 300 000 до 1 000 000 рублей,

для номинаций «Технологии музейной экспозиции» и «Авторская» 

до 2 000 000 рублей

 

 

Заявки принимаются

с 25 октября 2013 г.

по 24 января 2014 г.

 

 

Срок реализации проектов конкурса:

не позднее 30 октября 2015 года

 

В рамках проектов НЕ финансируется:

  • создание индивидуальных художественных произведений;
  • археологические раскопки;
  • комплектование архивных, музейных и библиотечных фондов;
  • приобретение комплексных музейных и библиотечных информационных систем;
  • строительство, ремонт и реставрация зданий;
  • приобретение автотранспорта и средств мобильной связи;
  • тиражирование книг, CD-ROMов, аудио- и видеокассет. Исключение - номинация «Музейные исследования», в бюджете проектов которой может быть предусмотрен пилотный тираж 500 единиц;
  • расходы, связанные с публикацией материалов в СМИ.

Мониторинг проектов, получивших грантовую поддержку

На протяжении всего срока проектной деятельности заявителей оператор конкурса организует непрерывный процесс наблюдения за реализацией проекта, как дистантный, так и непосредственный.

Материалами для дистантного мониторинга являются дневники проектов — тексты, фотографии, видеофрагменты, ссылки и любые другие материалы, рассказывающие о ходе работы над проектом. Ведение дневника автором проекта является обязательным условием реализации проекта. Размещаемые на сайте конкурса (www.museum.fondpotanin.ru)дневники открыты для комментариев экспертами конкурса, членами жюри, региональными координаторами, представителями центральных и региональных СМИ, а также всеми желающими.

Результатом непосредственного мониторинга проекта является итоговая оценка реализации проекта, которая осуществляется одним из экспертов конкурса в ходе очного знакомства с работой проектанта.

В процессе мониторинга в случае возникновения непредвиденных ситуаций и обстоятельств, препятствующих качественной реализации поддержанных проектов, оператор конкурса может принять решение о консультационной поддержке проектанта.

По итогам мониторинга и на основании итоговой экспертной оценки проектов жюри конкурса определяют 5-7 лучших проектов года. Эти проекты получают право быть представленными на итоговом фестивале конкурса «Музейный гид», а их авторы отмечаются специальными премиями. 

Требования к оформлению заявки

Для участия в первом этапе конкурса необходимо заполнить форму заявки, включающую в себя регистрационную форму и описание проекта. Заявки присылаются региональным координаторам конкурса только по электронной почте. У координаторов можно получить дополнительные консультации.

Форму заявки этого года вы можете заполнить здесь, предварительно зарегистрировавшись на сайте.

Структура управления конкурсом

Жюри конкурса - публичный орган, который определяет окончательный состав победителей конкурса и принимает решения по всем ключевым вопросам. Председателем Жюри конкурса является представитель Благотворительного фонда В. Потанина

Экспертный совет - является консультативным органом конкурса по вопросам рассмотрения заявок участников конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Состав экспертного совета публично не оглашается.

Региональные координаторы конкурса – осуществляют распространение условий конкурса и консультирование грантозаявителей по округам. По итогам года региональные координаторы презентируют проекты в регионах.



Поделиться:

Организаторы
Благотворительнй фонд В. Потанина Министерство культуры Российской Федерации
Оперативное управление
Ассоциация менеджеров культуры
Генеральный информационный партнер
Радио России
Информационные партнеры
Портал "Профиль" Радио «Культура» ГРК «Радио России» Журнал "АРТГИД" Журнал «Справочник руководителя учреждения культуры» Журнал «Музей» Журнал ДИ «Диалог искусств»