Благотворительный фонд В. Потанина объявляет ХI грантовый конкурс проектов музеев и музейных организаций, расположенных на территории Российской Федерации. Конкурс проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Оператор конкурса — Ассоциация менеджеров культуры (АМК).

Цели конкурса

  • поддержка и продвижение лучших образцов музейной практики в России;
  • активная адаптация музеев и музейной сферы к меняющимся условиям социально-экономической и культурной жизни общества;
  • консолидация и развитие сообщества музейных проектировщиков.

Задачи конкурса

  • поддержка профессионалов, ориентированных на современные проектные решения в сфере музейной деятельности, содействие авторам проектов в их реализации;
  • продвижение инновационных подходов в музейном деле, направленных на сохранение, интерпретацию и представление культурного и исторического наследия страны;
  • информационное сопровождение проектов и распространение лучшего опыта;
  • внедрение новых профессиональных стандартов;
  • развитие сотрудничества и партнерских связей между музеями и организациями из других областей профессиональной деятельности.

Условия участия

В конкурсе могут принимать участие:

  • государственные и негосударственные музеи, расположенные на территории Российской Федерации, зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством и имеющие открытый счет в банке;
  • музейные организации, имеющие в своем названии слово «музей» и/или осуществляющие музейную деятельность согласно своему Уставу/Положению и/или являющиеся музейным подразделением более крупной организации культуры;
  • ведомственные музеи, не имеющие собственного юридического лица, работающие как публичные музеи, открытые для свободного посещения (согласно Уставу/Положению) всеми желающими людьми, а не только представителями ведомств.

Приоритеты конкурса

  • создание равных условий для всех музеев и музейных организаций (независимо от статуса и местоположения), а также проектировщиков;
  • поддержка авторов проектов тех музеев, которые учитывают современные стандарты музейной деятельности, в т. ч. предоставление равных возможностей для разных аудиторий и использование современных технологий, как в экспозиции, так и виртуальном пространстве;
  • наличие софинансирования проекта и сложившиеся партнёрские отношения музея (с другими музеями, органами государственного и муниципального управления, местным бизнесом, некоммерческими организациями, творческими агентствами и организациями из других сфер).

Номинации конкурса

1. Технологии музейной экспозиции

Экспозиционные проекты (постоянная экспозиция, временные и передвижные выставки) ярко, образно и по-новому интерпретирующие наследие, соответствующие современным тенденциям развития экспозиционного искусства, в том числе использующие современные дизайнерские и художественные решения.

При оценке заявок учитываются:

  • актуальность и новизна экспозиционного высказывания;
  • наличие задания на проектирование пространственного и образного решения экспозиции;
  • кругозор автора проекта, его знакомство с тенденциями развития экспозиционного искусства.

2. Музейные образовательные программы

Проекты, направленные на системное и целенаправленное развитие посетителя музея, представляющие новые форматы образовательной деятельности, приемы, методы и технологии освоения музейных коллекций различными целевыми аудиториями (возрастными, специальными и т.п.).

При оценке заявок учитываются:

  • музейная специфика образовательной программы — степень реализации образовательного потенциала музея и его коллекций;
  • системный подход к образовательной деятельности: учет ресурсов школьных и вузовских программ и методик;
  • педагогический кругозор автора проекта.

3. Музейные исследования

Музейные (в т.ч. межмузейные) исследования, ориентированные на достижение практического результата: проекты, направленные на изучение и актуализацию музейных коллекций и фондов; атрибуционные, этнографические, краеведческие и другие подобные исследования; исследования, ориентированные на развитие музеев и расширение музейной практики (социологические, маркетинговые, организационные и т.д.)

Базовый критерий: распространение, использование и потенциальная востребованность результатов исследования по завершении его аналитического этапа. Результаты исследования должны быть представлены в виде конкретного продукта — выставки, конференции, сайта, семинара, концепции экспозиции и пр.

При оценке заявок учитываются:

  • актуальность и новизна исследования, его востребованность для профессиональной среды (музейной, профильной, научной);
  • адекватность формата предъявления публике результатов исследования.

4. Музей и технологии туризма

Проекты, направленные на развитие сотрудничества между музеями и туристическим бизнесом.

Поддерживается участие музеев в развитии туристического потенциала территории; создание и участие в разработке новых туристических маршрутов; разработка музейных сервисов и услуг в сфере туризма; содействие созданию качественной инфраструктуры туризма.

При оценке заявок учитываются:

  • влияние проекта на формирование или изменение имиджа/бренда территории;
  • наличие анализа туристических потоков и местной инфраструктуры туризма для успешной реализации проекта (транспорт, связь, коммуникации, питание и пр.);
  • четко сформулированное видение экономических и правовых моделей и принципов взаимоотношений с партнерами из сферы туризма.

5. Авторская номинация

Авторы проектов — победители конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» всех предыдущих лет — имеют возможность повторного участия в конкурсе только в этой номинации.

В номинации участвуют образовательные, экспозиционные, исследовательские, туристические проекты, а также проекты, представляющие авторское видение развития музея или музейной сферы в целом.

Обязательным условием участия в авторской номинации является наличие не менее двух партнеров проекта. Приоритет имеют долгосрочные и технологичные проекты, пригодные для методического описания и адаптации в других организациях и территориях, а также проекты, качественно меняющие ситуацию в музее и музейной сфере региона.

При оценке заявки учитываются:

  • влияние проекта на развитие музейной сферы или ее составляющих;
  • сетевой и межинституциональный (как в территориальном, в том числе межрегиональном, так и в профессиональном смысле) характер взаимодействия с партнерами;
  • прогнозируемый общественный резонанс;
  • множественный результат (не разовая выставка, издание и т.п.)

В рамках Конкурса 2013-2014 года могут быть поддержаны от одного до четырёх авторских проекта. Запрашиваемая сумма не должна превышать 2 000 000 руб.

Процедура принятия решений

Грантовый конкурс музейных проектов проходит в два этапа. Двухступенчатая процедура конкурса позволяет сделать выбор проектов–победителей максимально справедливым и прозрачным.

Общие критерии оценки заявок:

  • соответствие проекта условиям и приоритетам конкурса;
  • профессиональный и инновационный подход к работе с наследием;
  • способность проекта влиять на социальные процессы, менять качество культурной среды города, региона, территории;
  • учет характеристик и потребностей выбранной целевой аудитории;
  • использование междисциплинарных моделей сотрудничества, в том числе, привносящих управленческие технологии и компетенции иных сфер деятельности в музейную среду;
  • привлекательность проекта для потенциальных партнеров из разных сфер профессиональной деятельности (государственного и муниципального управления, среднего и малого бизнеса и пр.);
  • компетентность и профессионализм автора проектной команды, репутация и потенциал организации-заявителя;
  • профессиональная компетентность проектной команды (в том числе сотрудничество со специалистами, необходимыми для реализации проекта по той или иной номинации);
  • эффективное использование ресурсов (символических, организационных, финансовых, партнерских и пр.);
  • реалистичность бюджета.

На первом этапе конкурса жюри, после заседания экспертного совета, выбирает 55 проектов, проходящих во второй тур (шорт-лист). В своей работе жюри опирается на заключения экспертов конкурса, которые дают оценку проектов в соответствии с общими и специфическими для каждой номинации критериями конкурса.

Авторы выбранных проектов получают индивидуальные гранты на участие в проектно-образовательном семинаре конкурса, являющееся обязательным условием для прохождения проекта во второй тур.

При оценке проекта на первом этапе учитываются оригинальность и реалистичность идеи проекта, эффективность предлагаемых решений, а также ресурсная обеспеченность реализации проекта.

Доработанные по итогам семинара проекты подаются авторами на второй тур конкурса.

На втором этапе конкурса жюри определяет победителей конкурса, а также принимает решение по объему финансирования каждого проекта. Количество отобранных проектов-победителей определяется общим бюджетом конкурса – 20 миллионов рублей.

Основные критерии второго этапа:

  • способность заявителя представить проект как целостную структуру, выразить ее в яркой презентационной форме;
  • отчетливое видение культурного и социально-экономического эффекта реализации проекта;
  • грамотно сформулированная информационная и маркетинговая компания;
  • коммуникативный и управленческий потенциал проекта, участие в проекте не менее одного партнера;
  • обоснованность запрашиваемых средств, документально подтвержденное софинансирование проекта.

На втором этапе помимо перечисленных выше критериев учитывается активная работа автора проекта в проектно-образовательном семинаре.

Требования к оформлению заявки

Для участия в конкурсе необходимо заполнить форму заявки в электронном кабинете на сайте конкурсаwww.museum.fondpotanin.ru.

По всем возникающим в ходе заполнения вопросам заявители могут получить консультацию регионального координатора.

Этапы проведения конкурса

Первый этап: сбор заявок, первичная оценка проектов экспертным советом и жюри конкурса.

25 октября 2013 г.

 

Объявление конкурса.

 

26 октября – 30 декабря 2013 г.

 

Презентация конкурса в регионах. Проведение региональных семинаров-практикумов по основным позициям конкурса.

 

25 октября 2013 г. – 24 января 2014 г.

Прием заявок на конкурс.

 

25 октября 2013 г. – 17 января 2014 г.

Консультации заявителей с региональными координаторами.

 

27 января – 20 февраля 2014 г.

Работа экспертного совета и жюри конкурса.

 

21 февраля 2014 г.

Объявление шорт-листа.

Авторы проектов, вошедших в шорт-лист, получают индивидуальные гранты на участие в образовательном семинаре.

 

17–21 марта 2014 г.

Проектно-образовательный семинар:

·         мастер-классы ведущих экспертов в сфере музейного проектирования, маркетинга музейных продуктов, управленческие и коммуникативные тренинги;

·         работа с «кейсами»  анализ историй успеха, проблемных зон и типичных ошибок;

·         командная работа по доработке организационной схемы проектов и подготовке презентаций;

·         общение, презентации, обмен опытом между участниками семинара и многое другое.

 

Второй этап: доработка заявок по итогам образовательного семинара, определение победителей, заключение договоров.

до 2 апреля 2014 г.

 

Срок подачи доработанных заявок.

3 апреля – 30 апреля 2014 г.

Работа жюри и экспертного совета конкурса. Определение победителей.

 

4–8 июня 2014 г.

 

 

Итоговое событие, награждение победителей на фестивале «Музейный гид» в Москве.

Июль – август 2014 г.

Консультации по проблемным зонам реализации проектов, заключение договоров.

 

Общий грантовый фонд конкурса

                20 000 000 рублей         

 

Сумма грантов во всех номинациях

от 300 000 до 1 000 000 рублей,

для номинаций «Технологии музейной экспозиции» и «Авторская» 

до 2 000 000 рублей

 

 

Заявки принимаются

с 25 октября 2013 г.

по 24 января 2014 г.

 

 

Срок реализации проектов конкурса:

не позднее 30 октября 2015 года

 

В рамках проектов НЕ финансируется:

  • создание индивидуальных художественных произведений;
  • археологические раскопки;
  • комплектование архивных, музейных и библиотечных фондов;
  • приобретение комплексных музейных и библиотечных информационных систем;
  • строительство, ремонт и реставрация зданий;
  • приобретение автотранспорта и средств мобильной связи;
  • тиражирование книг, CD-ROMов, аудио- и видеокассет. Исключение - номинация «Музейные исследования», в бюджете проектов которой может быть предусмотрен пилотный тираж 500 единиц;
  • расходы, связанные с публикацией материалов в СМИ.

Мониторинг проектов, получивших грантовую поддержку

На протяжении всего срока проектной деятельности заявителей оператор конкурса организует непрерывный процесс наблюдения за реализацией проекта, как дистантный, так и непосредственный.

Материалами для дистантного мониторинга являются дневники проектов — тексты, фотографии, видеофрагменты, ссылки и любые другие материалы, рассказывающие о ходе работы над проектом. Ведение дневника автором проекта является обязательным условием реализации проекта. Размещаемые на сайте конкурса (www.museum.fondpotanin.ru)дневники открыты для комментариев экспертами конкурса, членами жюри, региональными координаторами, представителями центральных и региональных СМИ, а также всеми желающими.

Результатом непосредственного мониторинга проекта является итоговая оценка реализации проекта, которая осуществляется одним из экспертов конкурса в ходе очного знакомства с работой проектанта.

В процессе мониторинга в случае возникновения непредвиденных ситуаций и обстоятельств, препятствующих качественной реализации поддержанных проектов, оператор конкурса может принять решение о консультационной поддержке проектанта.

По итогам мониторинга и на основании итоговой экспертной оценки проектов жюри конкурса определяют 5-7 лучших проектов года. Эти проекты получают право быть представленными на итоговом фестивале конкурса «Музейный гид», а их авторы отмечаются специальными премиями. 

Требования к оформлению заявки

Для участия в первом этапе конкурса необходимо заполнить форму заявки, включающую в себя регистрационную форму и описание проекта. Заявки присылаются региональным координаторам конкурса только по электронной почте. У координаторов можно получить дополнительные консультации.

Форму заявки этого года вы можете заполнить здесь, предварительно зарегистрировавшись на сайте.

Структура управления конкурсом

Жюри конкурса - публичный орган, который определяет окончательный состав победителей конкурса и принимает решения по всем ключевым вопросам. Председателем Жюри конкурса является представитель Благотворительного фонда В. Потанина

Экспертный совет - является консультативным органом конкурса по вопросам рассмотрения заявок участников конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Состав экспертного совета публично не оглашается.

Региональные координаторы конкурса – осуществляют распространение условий конкурса и консультирование грантозаявителей по округам. По итогам года региональные координаторы презентируют проекты в регионах.