Советы экспертов

Конкурсу "Меняющийся музей в меняющемся мире" 10 лет. Накоплен большой опыт, можно подводить первые итоги, говорить об успехах и проблемах, возникающих как у заявителей, так и у организаторов. В связи с объявлением конкурса эксперты и члены жюри поделились с нами своими наблюдениями, которые, надеемся, помогут Вам в работе над будущей заявкой. Они рассказали о типичных ошибках, которые из раза в раз делают проектировщики, и дали советы, как сделать работу над заявкой более эффективной.

Какие проблемы возникают при формулировке идей и целей проекта?
Что можно сказать о целевой аудитории проектов? Удается ли музейщикам выйти за пределы узкопрофессиональных корпоративных интересов?
Какие основные ошибки допускаются при описании содержательной деятельности в рамках проекта?
Насколько эффективно проектировщикам удается работать с внешними партнерами?
Что нужно учитывать заявителям при формулировке результатов проекта?
Много трудностей возникает при написании этапов реализации проекта. Как этого можно было бы избежать?
Какие самые распространенные проблемы можно назвать при расчете бюджета проекта?
Какие общие советы вы могли бы дать заявителям?

Какие проблемы возникают при формулировке идей и целей проекта?

Самый большой недостаток, свойственный многим заявкам, состоит в том, что формирование проектных предложений происходит на основе узко понимаемой проблематики, бедных представлениях о мире, собственном окружении. Отсюда наиболее типичная ошибка проектов стремление к глобальности, всеядности и неопределенности в формировании цели проекта. В хорошем проекте должно быть четко прописано, что ценного он принесет людям, причем не вообще всем сразу, народу вообще, а какой-то интересной (то есть до этого остававшейся в тени) социальной группе. Как правило, выделение уникальной социальной группы и понимание ее проблемы становится залогом успеха проекта и имеет к тому же коммерческую перспективу, ведь люди готовы платить за внимание как деньгами, так и участием в работе и деятельности партнерств. Проект это поиск эффективной определенности собственной деятельности, но обязательно интересной другим людям.

Нужно стараться лучше формулировать главную идею. Желательно опробовать результат на внешнем, постороннем человеке, чтобы удостовериться, что слова понимаются верно и не приходится дополнительно все переспрашивать.
При написании проекта очень важно внятно формулировать цели, идеи и концепцию.

Необходимо стараться грамотно выстраивать фразы, грубо говоря, писать по-русски.

Не всегда четко прописывается проектная цель. Читая многие заявки, видишь, что человек не мог в собственной голове довести идею до уровня проекта. Заявка представляет из себя предпроектный замысел.

Важно не останавливаться на первой идее, которая пришла в голову. Нужно продолжать крутить в голове родившийся замысел, как следует «жевать» его на уровне проектной идеи. Только таким образом может родиться какой-то неординарный поворот темы.

Не нужно камуфлировать простые действия под наукообразными словами, это всегда бросается в глаза.

Никакая затея, изложенная самыми новомодными терминами и понятиями, снабженная самыми убедительными сметами и графиками, не будет востребована, ежели не нащупан нерв проблемы. Нет ни терапии, ни хирургии, ни гомеопатии без диагностики.

Яркость проектной идеи определяется, кроме прочего, неожиданным, но
оправданным соположением предмета (экспозиции, исследования) и контекстов
(социальных, исторических, тематических).

Одну из проблем можно называть так: «А не переименовать ли нам наш колхоз в «Лопе де Вега»?». Не нужно прятать простую идею за красивыми словами, это всегда очевидно.

Что можно сказать о целевой аудитории проектов? Удается ли музейщикам выйти за пределы узкопрофессиональных корпоративных интересов?

Далеко не всегда. Очень часто проблемы и цели, описанные в заявке, сводятся к внутримузейным задачам. Идеальный вариант – это решение проблемы и сообщества, и музея одновременно.

В заявках необходимо понятно и предельно аргументировано объяснять кому, кроме самих проектировщиков, этот проект нужен.

Адресные аудитории проекта, как правило, недостаточно дифференцированы. Следует четко обозначить ваши целевые группы и понять их потребности и запросы, привлекать их к проекту на стадии разработки и планирования как общественных консультантов.

Какие основные ошибки допускаются при описании содержательной деятельности в рамках проекта?

Главная ошибка заявителей это попытка выдать за проект то, чем все и так занимаются изо дня в день. Надо помнить, что проект это всегда что-то необычное, то, что выходит за рамки рутины. Треть присылаемых заявок – это, по сути, годовой план.

Все время необходимо держать в голове масштаб своих возможностей. Не нужно стрелять из пушки по воробью. Должна быть максимальная согласованность целей и ресурсов.

Часто не очень четко прописывается проблема музея, а, следовательно, сложно понять можно ли ее решить с помощью предлагаемого проекта.

Одну из характерных ошибок можно назвать проектной "маниловщиной". Это полет фантазии, не укорененной в реальности. Проект – это яркая идея, которую можно воплотить в жизнь. Старайтесь не философствовать, а просто напишите, что вы будете делать.

Характерная ошибка, которая наблюдается повсеместно у всех заявителей во все фонды, желание понравиться экспертам, жюри, благодетелю. Отсюда – стремление быть и стать святее святейшей инквизиции.

Насколько эффективно проектировщикам удается работать с внешними партнерами?

Самые большие сложности возникают как раз при написании партнерских проектов. Часто партнерство бывает формальными и надуманными, в то время как оно должно быть не случайным, а стратегическим.

Хотелось бы, чтобы к работе над музейным проектом привлекалось местное сообщество, особенно его творческие представители. Для этого в составе проекта и в повседневной деятельности музея должны предусматриваться «Дни открытых дверей Дни открытых идей», в процессе которых принимались бы, а впоследствии оценивались идеи, действительно волнующие сообщество. Только проекты, объединяющие живые силы на местном уровне, могут изобрести богатую идею, имеющую стратегическую перспективу развития данного места. Только так музей сможет стать локомотивом развития местного сообщества.

Многие союзы можно назвать «однополыми партнерствами». Это те случаи, когда партнером объявляется, например, библиотека или другой музей. Уже неплохо, если партнер дом культуры или музыкальная школа. Очевидно, что для многих музеев проблематично увидеть партнера в окружающем мире, они живут как бы в замкнутом пространстве. В этих случаях вспоминается сцена из фильма «Мимино»: когда крестьянка говорит, что в своей деревне она корову не продаст, так как ее здесь уже все знают. Музеям часто не приходит в голову, что местный бизнес, органы власти могут быть замечательными партнерами, им не хватает энергии открывать любые двери. А ведь в наше время партнерские технологии становятся все более и более эффективными, зачастую даже более продуктивными, чем рыночные.

Неэффективно используется мониторинг и, соответственно, нет лоббирования культурного сектора. Привлекайте новые методы исследовательской практики для
выяснения эффективности вашей работы и используйте доказательства в аргументации полезности вашей деятельности в диалоге с властями, спонсорами, местным
сообществом и т.д.

Что нужно учитывать заявителям при формулировке результатов проекта?

С формулировкой результатов у многих возникает немало трудностей. Результатом выставки не должна быть собственно выставка, фестиваля – фестиваль. У каждого проекта должна быть социальная востребованность.

Концепция и ее изложение должны быть адекватны. Нередко бывает, что хорошая заявка с убедительной аргументацией не приводит к хорошему результату. И, наоборот, из плохой заявки получается удачный проект. Хотелось бы, чтобы подобных несоответствий было бы как можно меньше.

Когда музей подает заявку на конкурс, очень бы хотелось, чтобы он рассматривал эту поддержку как первый шаг к сотрудничеству. Например, в номинации «Музей и технологии туризма» проект должен быть толчком для налаживания туристического маршрута, в номинации «Партнерские музейные проекты» началом новых отношений с внешним партнером. Проект должен продолжать жить после окончания выполнений обязательств по гранту. Это должно быть отражено в заявке.

Много трудностей возникает при написании этапов реализации проекта. Как этого можно было бы избежать?

Нужно четче формулировать виды деятельности. Включите воображение и представьте себе, шаг за шагом, какие действия вы должны предпринять, чтобы добиться
желаемого результата что вам может помочь и что вам может помешать на этом пути.

В заявке должно быть четко и точно прописано, что проектировщики будут делать в рамках проекта, это должно быть осязаемым, ощутимым, а не абстрактным.

Какие самые распространенные проблемы можно назвать при расчете бюджета проекта?

Одна из распространенных ошибок – несбалансированность идеи и бюджета. Надо стараться этого избегать.

Иногда музеи не соотносят собственные силы и представления с проектом. Когда тебе обещают отреставрировать квартиру за 10 000 рублей, это вызывает сомнения. Подобное бывает и с проектами. Когда рассматриваются такие заявки, то невольно возникают сомнения, будет ли вообще реализован проект.

Зачастую бюджет проекта рассчитывается исходя из максимального размера гранта, а не из потребностей. Идет банальная подгонка денег. Люди просто покупают себе новое оборудование и получают повышенную зарплату. Когда читаешь такие заявки, складывается впечатление, что люди просто не собираются реализовывать проект.

Какие общие советы вы могли бы дать заявителям?

К сожалению, многие проектировщики недостаточно внимательно читают условия конкурса. Что называется, «перед работой внимательно ознакомьтесь с инструкцией»

Многие заявки предельно скучные, видно, что по большому счету они не интересны ни самому автору, ни тем более экспертам. Авторы таких заявок не ставят перед собой задачу увлечь кого-либо. А ведь заявка – это форма ухаживания за дамой. Она предназначена для публичного потребления. Каждый проект должен делаться как бы на продажу, в нем должна быть изюминка.

Недооценивается номинация «Музейные исследования». Музеи не понимают, что это реальный шанс что-то сделать в исследовательской области. На первый план музеи сейчас ставят работу с публикой, а об исследовании собственно коллекций забывают. Возможно, директорам музеев следует более целенаправленно доносить до исследователей эту возможность.

Многие обвиняют конкурс в том, что эксперты поддерживают одни и те же музеи. Действительно, эксперты склонны поддерживать тех, кто известен своими заслугами, ведь тогда есть уверенность, что проект будет реализован. А если музей никогда не подавал заявки на гранты, не написал ни одной статьи, не приезжает на семинары и конференции, к нему формируется соответствующее отношение.

Не нужно обижаться, если вы не выиграли грант. За рубежом человек подает 50 заявок в год, три из них выигрывает. В нашей стране, к сожалению, ничего подобного не происходит в силу самых разных обстоятельств. Многие музеи, послав одну заявку и не получив денег, останавливаются на этом. Но крайне редко случается, чтобы после первой неудачной попытки вторая кончалась тем же. Как правило, не получившие грант в первый раз, получают его в следующем году, если находят в себе силы участвовать снова.

Подавая заявку на грант, помните, что это только начало пути. Самое сложное вас ждет впереди – собственно реализация задуманного. Ведь иногда случается, что люди, выиграв грант, просят не давать им деньги, так как только в этот момент они понимают, что придется много работать.
Не стесняйтесь обращаться к организаторам конкурса (Ассоциации менеджеров культуры) и региональным координаторам, если вы что-то недопоняли или в чем-то сомневаетесь.

УДАЧИ ВАМ!



Поделиться:

Организаторы
Благотворительнй фонд В. Потанина Министерство культуры Российской Федерации
Оперативное управление
Ассоциация менеджеров культуры
Генеральный информационный партнер
Радио России
Информационные партнеры
Портал "Профиль" Радио «Культура» ГРК «Радио России» Журнал "АРТГИД" Журнал «Справочник руководителя учреждения культуры» Журнал «Музей» Журнал ДИ «Диалог искусств»